Общественники из Авто-Мото Ассоциации совершили рейд по нескольким регионам страны, чтобы оценить качество топлива на автозаправочных станциях городов. Активисты заехали в Казань и отобрали пробы с трех АЗС в городе, а также с одной заправки на трассе вблизи Казани.
Активисты из Авто-Мото Ассоциации занимаются подобными проверками уже семь лет, но в Казань с этой целью они приехали первый раз. Кроме отбора проб они также проверяют станции на недолив бензина. Осуществляется это специальным прибором — мерником.
«Этот прибор сертифицирован, простой канистрой проверку производить, конечно, нельзя. У мерника есть специальная регулируемая шкала. В зависимости от температуры окружающей среды, меняется плотность топлива, как бензина, так и ДТ, поэтому при разных температурах оно может показать разный результат», — поясняет руководитель Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов.
Носов говорит, что любой автовладелец может потребовать мерник у автозаправочной станции, если у него возникли сомнения в том, что ему правильно налили бензин.
Однако как показывает практика проверок общественников, недоливают топливо на АЗС крайне редко, традиционно картина обратная — на станциях бензин переливают.
«На самом деле, это легче всего проверить. Чтобы потребителю проверить качество топлива, ему нужно обратиться в лабораторию, это сложно и дорого. А мерником уровень долива любой автомобилист может проверить прямо на заправке. Чтобы избежать подобных инцидентов, в большинстве случаев заправочные станции бензин переливают», — поясняет Носов.
Его слова подтвердились на практике: на двух из трех проверяемых автозаправках в Казани бензин перелили.
Мерник показал, что на АЗС «Ирбис» и «Quality petrol» с 10 литров топлива перелив составил около 70 мл. Примерно на столько обычно и переливают станции — на 30−50−70 мл.
Однако на третьей АЗС «Апекс» прибор показал недолив, причем примерно на 1 л с 10 л — бензин даже не появился в колбе на шкале. Это второй случай в проверках активистов с декабря, когда недолив такой существенный, рассказывает Носов.
Общественники зафиксировали недолив, сделали фотографии. Затем обратились к кассиру на станции и попросили их мерник, чтобы перепроверить результат.
На это общественники получили ответ, что мерника на АЗС нет, а мастер, который проведет проверку, подойдет через 15 минут. Но работника станции общественники так и не увидели, хотя были на месте оговоренное время.
Ключевой целью рейда активистов стала проверка топлива на качество. По данным Авто-Мото Ассоциации, в целом по стране до 40\% бензина и до 60\% дизельного топлива, реализуемого на АЗС, являются контрафактом.
«В первую очередь, речь идет о различных одиноко стоящих безымянных автозаправочных станциях, которых много на трассах. На таких заправках приобрести фальсифицированное топливо и получить недолив — 100\%.
Есть местные региональные сети, которые имеют несколько заправок в одном регионе. Здесь начинается лотерея — 50 на 50, иногда они закупают качественное топливо у крупных перерабатывающих заводов, а иногда, когда топлива дефицит, как правило, зимой-осенью, когда перерабатывающие предприятия встают на профилактику, некоторые закупают топливо у кого попало.
И есть автозаправочные станции, которые принадлежат вертикально-интегрированным нефтяным компаниям: „Башнефть“, „Татнефть“, „Роснефть“, „Лукойл“, то есть те компании, которые имеют свои крупные заводы по переработке и федеральные сети АЗС. За 7 лет проверок нам ни разу не удалось поймать их на фальсификате», — рассказывает руководитель ассоциации.
Не удивительно, что главной мишенью проверок чаще всего становятся региональные сети заправок и одиночные АЗС. В Казани, повторимся, выбор пал на сеть «Ирбис», «Апекс» и на одиночную станцию «Quality petrol». Также на выезде из города активисты проверили АЗС «Магистраль».
Общественники отметили, что в Татарстане одна из лучших систем контроля за качеством топлива, поэтому найти здесь большого количества фальсификата они не рассчитывают.
По внешнему виду, запаху, консистенции почти невозможно определить качество топлива, это можно сделать только в специальных сертифицированных лабораториях. Поэтому активисты призывают автовладельцев не заправляться на непонятных АЗС и не экономить на топливе. Заниженная цена должна стать первым настораживающим фактором.
«Пока мы ехали по трассе, мы видели огромное количество автозаправочных станций, на которых продают якобы дизельное топливо по 28 рублей. Конечно, мы все пониманием, что за такую цену нельзя купить дизельное топливо, и это, вероятнее всего, печное котельное топливо. Оно производится на многочисленных мини перерабатывающих заводах, или на одной из нефтебаз, которые расположены в каждом регионе, их сотни.
По каким-то серым схемам то самое печное топливо через фирмы-однодневки попадает в розничную сеть автозаправочных станций. Таким образом, получается, что населению продают печное котельное топливо под видом дизельного», — рассказывает Носов.
Заправка фальсификатом грозит серьезным ущербом авто, напоминают активисты.
«В 2−3 раза снижаются ресурсы автомобиля при использовании некачественного топлива, особенно это касается современных моторов. Например, превышение серы в 2−3 раза снижает ресурс двигателя наполовину. В среднем мы находим превышение серы в 200 раз, потому что серу можно отделить только на высокотехнологичном оборудовании. Сера при окислении, при сгорании образует сернистую кислоту, коррозионно активное вещество, которое разъедает внутренность машины», — поясняет координатор ассоциации Владимир Кириллов.
Реализация и покупка фальсификата влияет и на экономику региона, говорят общественники. Если печное котельное топливо реализуется в розницу, то это происходит без уплаты акцизов. По словам активистов, с литра бензина за 37 рублей налог составляет порядка 23 рублей, то есть акциз — это основная составляющая цены. «Если мы покупаем „печник“, то эту разницу в карман себе кладут недобросовестные предприниматели. Это те самые деньги, которые не доходят до дорожного фонда, потому что основа его наполнения — топливный акциз», — отмечает Носов.
По словам общественников ассоциации, ущерб такими действиями экономике одного только региона ежегодно составялет порядка 1,5 млрд рублей. Эта сумма может отличаться от региона к региону, но не сильно.
«Самое главное — соблюдение норм лично-топливной гигиены. Автомобиль нужно надлежащим образом обслуживать, не „кормить“ его всякой гадостью. Не стоит заезжать на сомнительные, безымянные заправки. Абсолютно все крупные и вертикально-интегрированные нефтяные компании продают качественное топливо, здесь заправляться можно», — советует Алексей Носов.
По результатам проверок активисты обращаются в поднадзорные органы — в Ростстандарт и в Генеральную прокуратуру. После этого Росстандарт проводит собственные рейды и привлекает недобросовестные компании к административной ответственности. Сумма штрафов за реализацию некачественного топлива составляет от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
«Для продавцов фальсифицированного топлива эти суммы совсем незначительны. Разница в неуплаченном акцизе позволяет получать им сверхприбыль. По большей части все АЗС, которые реализуют некачественное топливо, зарабатывают не на рознице, они все выходят на госзакупки и пытаются свой фальсификат продавать в полицию, пожарным, медикам… Из-за дополнительной маржинальности они могут очень сильно снижать ценник, за счет этого и выигрывают госзаказы.
Мы сейчас подходим к тому, чтобы создать городскую комиссию по качеству ГСМ и сформировать список недобросовестных поставщиков топлива, который позволит заблокировать их участие в госзакупках, — рассказал руководитель ассоциации Алексей Носов.
Рейд в Казани прошел в конце февраля. В середине марта TatCenter.ru получил от общественников результаты проб, проверенных в лаборатории. Как сообщили в Авто-Мото Ассоциации, на АЗС «Ирбис» бензин и дизтопливо проб соответствуют нормам. Проба АИ-92-К5 на АЗС «Quality Petrol» также соответствует нормам, а ДТ-К5 не соответствует (цетановое число 50,5 при норме 51). На АЗС «Апэкс» АИ-92-К5 соответствует нормам, а ДТ-К5 не соответствует (температура вспышки 53,5 при норме 55). Кроме того, здесь был зафиксирован недолив. На АЗС «Магистраль» проба АИ-92-К5 соответствует нормам, ДТ — не соответствует (превышено содержание серы).
Отметим, что проверки топлива на заправках Татарстана регулярно проводит и Управление по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ. Проверка качества топлива в 2016 году показала, что 3,4\% отобранных проб не соответствует требованиям ГОСТ.
Всего в прошлом году для этого было отобрано 1958 проб моторного топлива на 970 АЗС и 11 нефтебазах. Лабораторные исследования показали, что 31 проба бензина из 1388 и 36 проб дизельного топлива из 556 оказались некачественными.
Список нарушений на конкретных АЗС можно найти по ссылке.
В завершение добавим, что АЗС в России будут тестировать на предмет качества оказываемых услуг и, собственно, продаваемого топлива. Кроме того, уже с апреля Росстандарт начнет проверять бензин и дизельное топливо на АЗС с помощью экспресс-теста.
Анна Главатских
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: