Развитие политических технологий в последние годы, особенно в предвыборные периоды, не осталось незамеченным. Впрочем, РR не был чужд нашей стране не только в годы СССР, но и в более ранние периоды развития.
Татьяна Спирчагова, старший преподаватель кафедры теории и практики электронных СМИ факультета журналистики и социологии Казанского государственного университета:
— В период существования коммунизма называлось это не РR-технологиями, а идеологией или агитацией, и с этой точки зрения в нашей стране был грамотно построенный и сильный РR. Велась активная пропагандистская работа с людьми — применялись технологии, позволяющие формировать высокие патриотические чувства. Результат был потрясающим — люди при минимальных зарплатах и всей социальной неустроенности любили свою страну и гордились ею.
Сильные РR-технологии активно применялись при создании имиджа ведущих лидеров: тот факт, что образ Ленина, Сталина и других большевистских деятелей до сих пор «в сердцах» людей старшего поколения и трагические страницы истории не смогли очернить их значимость — безусловный плюс кампаниям того времени.
Татьяна Спирчагова:
— Действительно, понятие РR в то время было достаточно новым для России, однако, сама суть была знакома. История РR в СССР не менее богата, чем история РR, например, Соединенных Штатов Америки. Связи с общественностью были широко развиты в стране — даже при маленькой организации был и профком, и отдел агитации, и отдел пропаганды. А по всей стране — обкомы, райкомы, горкомы, ЦК и так далее.
Стоит отметить, что методы работы РR того времени существенно отличались от методов современного РR. Технологии были жесткими, авторитарными, порой с использованием принудительных элементов («Все на субботник!»), а в определенный период истории и с элементами запугивания и внушения чувства страха («Уничтожим всех врагов государства!»).
Татьяна Спирчагова:
— РR-технологии отличаются и от агитации, и от пропаганды. Тот РR, который существовал ранее во времена советского строя, был жестким и авторитарным. Но сходства найти можно.
Однако, если даже РR в его трансформированном виде существовал и ранее, то в последнее время назрела потребность в грамотных и квалифицированных специалистах по связям с общественностью. И повинуясь велению времени, многие высшие учебные заведения принялись открывать факультеты, обучающие РR-технологиям. Появилась даже отдельная специальность — специалист по связям с общественностью.
Татьяна Спирчагова:
— Действительно, в последнее время в российских ВУЗах открываются кафедры по PR. У специальности РR есть и свое программно-методическое обеспечение. Востребованность специалистов данного направления объясняется тем, что в России фактически сошел на нет процесс работы с общественным мнением. Пиарщики берут на себя миссию формирования общественного мнения, национальных и патриотических идей. Сегодня мы обучаем тех людей, которые в будущем будут основывать и развивать РR в республике.
РR — не просто две буквы, а целая наука
РR имеет более широкое значение, чем просто рекламная кампания. В первую очередь грамотный РR — это деятельность самого предприятия или компании, акции, участие в благотворительности, публикации в СМИ, работа с клиентами, партнерами, конкурентами, сотрудниками компании и потребителями, изучение общественного мнения, создание особого имиджа в целом.
PR (public relations) — связь с общественностью — система связей фирмы, человека с общественностью, прессой, выборными учреждениями и общественными организациями, деятельность по организации общественного мнения.
Если прямая реклама открытыми способами пытается побудить людей сделать что-либо, то РR — попытка объективно донести информацию с аналитической точки зрения. Реклама в последнее время не так активно воспринимается потребителями — и это вызвано в первую очередь обилием агрессивных рекламных текстов, напрямую заявляющих о преимуществах рекламируемого продукта. Такая информация оставляет в сознании покупателя агрессивный след. РR предполагает более объективный подход.
Айгуль
Мирзаянова, директор PR-агентства «Марка»:
— Если на российском рынке до сих пор идут споры, что первично: реклама, маркетинг или РR, то на западном рынке речь идет о синтезе этих понятий. Там нет отдельного отдела маркетинга, отдела рекламы или отдела по связям с общественностью — все усилия, направленные на захват умов потребителя, называются пиаром. Все, что работает на репутацию предприятия. называется РR, а реклама — лишь звено этой цепи.
РR может быть внутрикорпоративным и внешним. Внутренний РR предполагает работу с сотрудниками компаний, направленную на формирование духа, традиций и идей предприятия. Внешний РR может развиваться по разным направлениям: по вертикали и по горизонтали. Горизонтальное развитие — взаимодействие с компаниями, со схожими видами деятельности в пределах республики, страны, мира в целом. И это один вид отношений. Однако, любая организация находится в социально-экономической структуре общества — развитие отношений по этому направлению имеет вертикальную направленность.
Айгуль Мирзаянова:
— PR — это целая наука. В идеале по результатам кампании потребитель получает ощущение, что компании N можно доверять, что руководители компании- эксперты в своей области, компания N не только заботится о своих доходах, но улучшает качество жизни потребителя. В идеале пиарщик должен быть в тени своих успешных клиентов.
Ленар Кашапов, генеральный директор РR-агентства «Априори»:
— С помощью коммуникаций, которые предлагает РR, возможно малыми средствами сделать даже революцию, можно манипулировать сознанием людей. И в этом плане возможности РR гораздо шире, чем возможности рекламы, которая всегда ограничена различными рамками.
РR совмещает в себе многие сферы — и маркетинг, и журналистику, и психологию, и социологию, а когда столь многие компоненты, задействованы результат получается действительно впечатляющим.
Татьяна Спирчагова:
— Ко многим крупным предприятиям уже пришло понимание того, что на одних рыночных отношениях далеко не уйдешь. Потому что современное общество требует коммуникативных технологий: умения выстраивать внутрикорпоративные отношения, сотрудничество за пределами предприятия — с партнерами, клиентами, конкурентами. Налаживание связей обеспечивает полноценное функционирование бизнеса.
Рынок РR в Татарстане: все только начинается
РR-агентства в современном виде начали создаваться в России относительно недавно — в столице подобные услуги предлагали в конце 80-х — начале 90-х. В Татарстане первые РR-агентства появились чуть позже.
Максим Сайфутдинов, редактор газеты «Комитет-ревизор» эксперт комитета по противодействию коррупции и защите конституционных прав граждан:
— Первое РR-агентство «РR-Союз» было организовано в 1996 году Дмитрием Михалиным, собственным корреспондентом «Российской газеты», и я непосредственно в нем работал. Приоритетным направлением деятельности «РR-Союза» был политический РR. Стоит отметить, что во все времена развития РR было много агентств, заявляющих подобные услуги, но на самом деле весь предложенный РR ограничивался лишь рекламой.
Специалисты отмечают, что РR в республике имеет свои особенности. Однако, по сути рынка РR пока нет — вся деятельность сводится лишь к двум-трем компаниям со своей базой клиентов.
Айгуль Мирзаянова:
— Я не стала бы утверждать, что рынок PR-услуг в республике развивается активно. Агентства, действительно, появляются, хотя зачастую под установлением связей с общественностью понимается проплаченная информация в СМИ. Между тем, PR — это абсолютно бесплатное упоминание клиента в прессе, в контексте того информационного повода, который будет интересен обществу. Однако стоит отметить, что клиент пока еще не всегда чувствует необходимость упоминания его имени в таком объективном ключе. На Западе предприятие может заслужить положительный отзыв в СМИ, если эта компания хоть как-то улучшает качество жизни горожан. Например,
участвует в благотворительности.
Ленар Кашапов:
— Сегодня в РR работают люди, действительно знающие специфику местного региона, специфику политической обстановки, что, безусловно, является их преимуществом. Но пока есть и слабые стороны — нет истинных ценителей грамотного РR, нет понимания, что такое РR вообще и какой силой он обладает.
В конкурентной среде, которую мы можем наблюдать во многих отраслях экономики республики, наступает порой такой момент, когда экономические показатели, раскрученность бренда уже перестают играть значимую роль (например, цена на один и тот же товар в разных магазинах одинакова). Тогда на помощь может прийти РR и при прочих равных условиях выделить определенную компанию, создать эмоциональную предрасположенность клиента именно к отдельной компании не на сознательном, а уже на подсознательном уровне.
Ленар Кашапов:
— РR-рынок в Татарстане не сформирован, и я думаю, со мной в этом вопросе согласятся многие специалисты, можно сказать, что даже рынка РR у нас нет. Ведь многие крупные компании в данный момент не всегда понимают, какие возможности может предоставить грамотный РR. Действительно, РR не обеспечивает прямые продажи, его задача шире — выстраивать коммуникации и создавать особый имидж, необходимый клиенту.
РR покрывает именно целевую аудиторию адресно точно и целенаправленно. Поэтому и результаты работы измеряются несколько другими характеристиками.
Айгуль Мирзаянова:
— Для того, чтобы РR в республике развивался, должна быть востребованность рынка, причем рынка не только экономического, но и политического. РR — мощный инструмент воздействия на умы, сердца и души людей, и потом только на кошелек. В последнее время основной стимул при покупке — не желание купить дешевле, ведь в республике многие могут позволить купить понравившийся продукт за хорошую цену, а некое, даже возможно не понятое потребителем чувство, когда потребитель чувствует тепло от данной продукции, именно от этого предприятия. Это результат того, что в РR-кампаниях чаще обращаются не к сознанию, а к подсознанию потребителя.
Татарстан — особый регион России, и местный РR имеет свои изюминки. По мнению Татьяны Спирчаговой, в республике силен национальный компонент и двуязычие:
— Рынок РR-компаний в республике еще лишь на стадии формирования. Всего 2−3 года прошло с момента выпуска первых специалистов по связям с общественностью. Ведь грамотный пиарщик — очень мобильная личность, он занимается и пиаром, и журналистикой, и рекламой. Среди основных качеств специалиста в области РR можно выделить креатив, трудолюбие и порядочность.
Однако уже сегодня пиарщики республики задумываются о соединении своих усилий во благо развития PR.
Ленар Кашапов:
— Совсем недавно в республике был создан клуб пиарщиков — особый клуб личностей, который в дальнейшем, возможно, преобразуется в ассоциацию. Основная цель клуба — ведение образовательной программы, популяризация РR и развитие рынка РR-агентств вообще.
Развитие рынка РR-агентств и успешная их деятельность, безусловно, связана с наличием крупных клиентов — предприятий и компаний, выходящими на российский и международный рынок, и действительно нуждающихся в масштабном РR. Однако, как отмечают специалисты, таких клиентов в республике пока не много. Но с усилившейся экспансией федеральных и иностранных компаний можно ожидать некоторые изменения.
Айгуль Мирзаянова:
— Средний и малый бизнес в пределах нашей республики в РR не нуждается, ведь зачастую успех данных компаний зависит не от количества рекламы и не от количества РR, а от некоторых других факторов. Я бы не стала возлагать большие надежды на приход федеральных компаний, но между тем рынок РR-агентств активизируется, и мы все это видим.
Перспектива развития РR, как отмечают эксперты, связана и с изменением политической ситуации. В связи с тем, что в последнее время главы регионов назначаются, а не выбираются, то потребность в формирования предвыборной кампании кандидата фактически отпала.
Айгуль Мирзаянова:
— В связи с тем, что реального участия народа в выборах главы региона не требуется, рынок политиче
ского РR находится в некотором затишье. А для активного развития РR общество в первую очередь должно быть демократично. Между тем, хочу отметить одну из перспективных особенностей РR в России — обозначение общественной позиции бизнес-структур, их вклад в развитие республики. И в таком контексте можно говорить о благотворительности — как об одной составляющей РR-кампании.
Максим Сайфутдинов:
— Для динамичного развития РR-агентств необходимы платежеспособные клиенты, ценящие грамотный РR и осознающие его роль в современном бизнес-сообществе. Сегодня количество РR-агентств в республике невелико. Именно поэтому такое направление, как связи с общественностью, остается лишь дополнительным видом услуг рекламных агентств, а некоторые компании и предприятия обходятся собственным усилиями в создании РR-кампании.
Ленар Кашапов:
— В перспективе рынок РR в республике будет развиваться, через полтора-два года будет уже несколько десятков РR— агентств, увеличится и число клиентов — многие компании осознают необходимость разработки и проведения собственной PR-кампании. И сегодня мы уже должны подумать о принятии этики и норм РR-агентств, некие правила честной и открытой игры.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: