Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в многодетной семье профессора физики, сына известного русского писателя А.Н.Толстого. Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета. Выйдя замуж за москвича, переехала в Москву, работала корректором. Первый рассказ Татьяны Толстой «На золотом крыльце сидели…» был опубликован в журнале «Аврора» в 1983 году. Жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах. Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».
Общение с Татьяной Толстой не разочаровало собравшихся: она ответила на все вопросы, заданные читателями. А читателей интересовало все: как творчество писательницы, ее интересы, отношение к современной культуре, так и участие в жюри популярного проекта «Минута славы».
ВОПРОСЫ
Татьяна Никитична, вы не жалеете о том, что согласились участвовать в «Минуте славы»?
— Нет, конечно. Участие в программе «Минута славы» — это бесценный опыт для меня. Наблюдать такое количество людей, тем более в состоянии стресса, когда проявляются качества и способности, не заметные в обычной жизни — дорогого стоит. А для меня как для писателя наблюдение многообразия характеров — важнейший способ расширения кругозора.
Правда один неприятный эффект от присутствия на экране все-таки есть. Я стала жутко «популярна» в том смысле, что где бы я не появилась — в магазине, в метро, на улице — всюду просят автограф. Честно говоря, я уже подумываю о том, чтобы включить в свой гардероб что-то вроде паранджи. Не думайте, что я не люблю давать автографы из-за высокомерия — если человек в метро читает мою книгу, я с удовольствием распишусь на этой книге, потому что его просьба означает восприятие меня как писателя, чье творчество ему небезразлично. Но когда ко мне подходят, как к «кому-то из телевизора», часто даже не зная моего имени, это, по-моему, ничего общего с уважением не имеет. Однажды девушка попросила у меня автограф на кладбище, возле могилы моего отца. Я тщетно пыталась объяснить ей такое понятие как «такт».
Когда была ваша «минута славы» в литературе?
— Я считаю, что моя «минута славы» была до литературы. Эта история произошла в 1983 году, когда я не написала еще ни одного своего рассказа. В это время я открыла книгу Виктора Петелина из серии «ЖЗЛ» — биографию Алексея Толстого, моего деда. Я была поражена чудовищному искажению и интерпретации фактов в этой книге, и от возмущения решила написать письмо в журнал «Вопросы литературы». Предварительно я позвонила в журнал и спросила, может ли быть опубликовано письмо такого содержания, и услышала в ответ: «Приезжайте скорее к нам в редакцию, мы очень хотим с вами поговорить!». В редакции мне предложили написать не письмо возмущенного читателя, а критическую статью о книге Петелина. Я попробовала это сделать и статья была опубликована в «Вопросах литературы». Публикация этой статьи совпала по времени с карьерными неприятностями Петелина — его сняли с высокого поста в Союзе писателей. И вот захожу я как-то в столовую Дома писателей, попить кофе с пирожками, и слышу разговор двух писателей за соседним столиком: «Ты эту статью Толстой читал?» «Читал. Я с Толстой прекрасно знаком. У нее рука на уровне Андропова». Я чуть пирожком не подавилась — человек так беззастенчиво врет о знакомстве со мной, и не предполагает ни того, что я его прекрасно слышу, ни того, что литературным трудом я пока не занимаюсь. Вот это событие я и считаю своей минутой славы. Все успехи, которые были в литературе, не идут ни в какое сравнение с этим случаем.
Как вы относитесь к массовой литературе, такой, как книги Татьяны Устиновой и Дарьи Донцовой?
— Я отношусь к обеим этим женщинам с большим уважением, и они это знают. Также, насколько я понимаю, знают они и цену производимого ими «продукта». Первые романы Устиновой были просто блестящие, но теперь литература стала для нее, как и для Донцовой, основным источником дохода. А значит, речь уже идет не столько о качестве, сколько о количестве. Разве может иметь отношение к литературе продакт плейсмент — размещение в тексте определенной торговой марки за материальное вознаграждение? А Устинова использует продакт плейсмент. На примере подобной массовой литературы можно, как по учебнику, изучить то, как писать не надо. Поэтому массовую литературу обязательно стоит изучать тем, кто хочет стать литератором. Своих студентов в США я именно по такой технологии и учила.
Какую роль в Вашей жизни играет интернет?
— По интернету я узнаю новости, читаю литературные тексты на интернет-ресурсах, общаюсь с друзьями. На мой взгляд, сетевая литература, хотя и состоит во многом из «мусора», все-таки дает большие возможности для тех, кому есть что сказать. С большим интересом я отношусь к Живым журналам. Там авторы пишут как бы наедине с собой, часто не задумываясь о том, что их записи прочтут сотни и тысячи людей, и от этого высок процент искренности текста. А когда человек пишет «для читателя», с расчетом на издание, его первоначальные порывы часто искажаются стремлением угодить читательской аудитории. Интернет для меня важен как инструмент общения и познания, потому что я редко выхожу из дома. Я не посещаю литературные тусовки, потому что на тусовках люди занимаются тем, что поджигают жизнь с обоих концов, чтобы поскорее от нее избавиться. На тусовках люди хотя и общаются, но мало что узнают. Если я хочу что-то узнать, я пишу или звоню моим «нетусовочным» друзьям — они знают гораздо больше «тусовщиков».
Татьяна Толстая подчеркивает, что главное для писателя — видеть людей, узнавать их. Но для этого нужны особые условия. Например, о своих казанских читателях она узнала лишь немногое — по тем вопросам, которые они задавали. А вот читатели за полтора часа насыщенного общения узнали многое о писательнице. Узнали, что она ездит на общественном транспорте, не любит фильмы Тарковского и поздние книги Василия Аксенова, считает писателя Андрея Битова самым умным из наших современников, была блондинкой, брюнеткой, рыжей, а в молодости красила волосы зеленкой. Но самое интересное — связь семьи Толстых с тысячелетней Елабугой: старшая сестра и соавтор нескольких книг Татьяны, Наталия Толстая, провела в Елабуге первые годы жизни вместе с родителями, эвакуированными во время блокады Ленинграда. По словам Татьяны Толстой, на пышные торжества в Елабугу она не поедет, так как не любит суеты, но обязательно посетит древний город осенью.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: