Невозможно поймать ветер, а вот время, которое ветром проносится над древней землей Татарстана, музейщики и археологи республики сумели не только поймать и остановить, но даже «законсервировать».
Древний мир представлен в музее памятниками истории и культуры с эпохи каменного века до конца I тысячелетия нашей эры (с эпохи палеолита до раннего железного века). Самостоятельным разделом является экспозиция «Эпоха тюркских каганатов и ранняя Волжская Булгария», которая создана основе обширного археологического собрания музея (более 240 тысяч единиц хранения): редчайших подлинных экспонатов от кремневых отщепов и резцов с урочища Красная Глинка, бронзовой секиры и стелы-надгробия ананьинского времени, кладов сельскохозяйственных орудий и боевое оружие, серебряной маски
Кстати, о секире (V-IV вв. до н. э) — уникальном шедевре работы мастеров раннего железного века, найденном в Прикамье в XIX веке. Это треугольная лопасть с режущей кромкой. Ее завершает изображение дракона и навершие в виде орла. Секира — не оружие, а символ власти древних вождей и применялась она в ритуалах ананьинских племен, олицетворяя силу и могущество своего хозяина над тремя мирами. Орел — символ «верхнего» мира (мира души), дракон — «нижнего» (подземного). А вот мир «средний»,
Здесь же в музее можно посмотреть как макеты, так и натурную реконструкцию жилищ бронзового и раннего железного века, внутренний интерьер «домов»
Как считают ученые, изготовление булгарским ювелиром в XI — XII веках этого височного кольца потребовало от него около месяца. Ведь для украшения подвески необходимо было изготовить не менее 2 000 мельчайших шариков, а потом наложить их определенным способом и припаять. Но еще до этого мастер должен был сделать тончайшую проволоку, скрутить ее в жгутик и украсить ею «уточку». Да еще нужно было выковать тончайший золотой листок, нарезать из него заготовки и собрать их. Выходит, не стоит плакаться современным представителям сильного пола — ведь, чтобы порадовать женщину во все времена мужчинам, кроме денег, требовалось время и терпение.
Широко представлена в Национальном музее РТ эпоха преобразований Петра Великого в Казанском крае. Экспозиция «Казанская губерния в XVIII веке» подробно рассказывает о политике, об экономике, о государственном устройстве, о социальной и культурной жизни наших предков.
Немало здесь интересных документов и предметов периода царствования Екатерины II. Например, с постоянным интересом посетители рассматривают подлинник кареты «Великой Премудрой Матери Отечества», на которой, по мнению историков, царица путешествовала по Казани в мае 1767 года.
Этот экспонат (хранящийся в музее с 1896 года) представляет собой шестиметровый экипаж, изготовленный из дуба, березы, липы и сосны. Двухместный возок, подвешен на кожаных ремнях-рессорах, которые в зависимости от рельефа дороги то натягивал, то ослаблял лакей, стоящий на запятках. Колеса кареты разного диаметра. Передние, украшенные позолоченной резьбой по втулке, имеют диаметр в шестьдесят сантиметров, а задние в сто восемьдесят. Сам возок украшен резными, золочеными рельефами, а живописные картины мифологического содержания под стеклянными окнами, по мнению ученых, выполнены мастерами школы французского художника Ф. Буше. Изнутри императорское транспортное средство обито вишневым бархатом, окна прикрыты такими же занавесками с бахромой. В карете два мягких тёмно-лиловых бархатных кресла, на полу войлок, прикрытый кожей. А от погодных напастей миропомазанницу спасала черная кожаная крыша, крепко прибитая к возку специальными коваными гвоздями.
В рамках музейной экспозиции, посвященной Казани XVIII-го века, помимо прочего, представлены интереснейшие документы о казанском периоде Пугачевского восстания, о деятельности Татарской ратуши и казанского Литературно-масонского кружка Г. П. Каменева и С.А. Москотильникова. Кроме того, женские сердца замрут от невероятно красивой посуды, стекла, фарфора и серебряных украшений, которые можно здесь увидеть, а мужчин трудно будет оттащить от стендов с оружием и воинских наград XVIII века.
В августе в Национальном музее продолжают работать стационарные экспозиции «Денежное обращение, торговля и торговые пути в средние века» и «Золотая кладовая». Ювелирные украшения казанских татар
Например, выставка «Музейные раритеты — тысячелетию Казани» знакомит с археологическими находками с городищ и сельских поселений эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Здесь же представлены древние православные книги, редкие рукописи, дары храмам и монастырям Казани и Казанского края, уникальная коллекция шамаилей, книг духовного содержания и мусульманских реликвий, а также татарские городские костюмы XIX- начала XX века. Среди особо ценных экспонатов выставки: коллекции Ш. Марджани, Г. Тукая, К. Насыри и других выдающихся ученых-просветителей, литераторов, религиозных и общественных деятелей и деятелей культуры. А выставка «Мир музыкальных инструментов» заинтересует любителей музыки (особенно детей — учеников «музыкалок»). Ведь кроме традиционно российских инструментов: гуслей, домр, балалаек, колокольчиков, на ней представлены китайские и египетские лютни, индийский ситар, узбекский дутар, казахские домбры, нанайский бубен и другие музыкальные инструменты народов мира. Среди особо значимых экспонатов выставки — мемориальные коллекции известных музыкантов Ф.К. Туишева, З.В. Хабибуллина.
По-прежнему «Татцентр. Ру» настоятельно рекомендует казанцам и гостям города посетить выставку «Вечный Египет: коллекция египетских древностей из собрания Национального музея РТ». Здесь работает компьютерный информационный киоск, позволяющий совершить виртуальное путешествие на плато Гиза, в гробницу Тутанхамона и Луксорский храм.
Что касается самой египетской коллекции Национального музея, то она создавалась на протяжении всей его истории и насчитывает свыше двухсот предметов. Это мумии, ушебти, большой деревянный саркофаг певицы Ни-си-та-Уджат-ахет, подаренный юным правителем Египта Аббасом Хельми российскому императору Александру III в 1893 году. Расписной картонажный футляр для мумии человека, фрагменты человеческих мумий и саркофагов, мумии крокодилов и змей поступили в музей из собрания Кабинета древностей Императорского Казанского университета. Но наиболее интересные ушебти (разноцветные глинные фигурки людей, предназначавшиеся для выполнения тяжелой работы в загробном мире) подарены известными казанскими коллекционерами XIX — XX веков или их потомками.
Здесь же посетители выставки увидят бронзовые фигурки египетских богов, статуэтки обожествляемых в Древнем Египте зверей (и даже саркофаг для кошки), каменные печати и фаянсовые подвески в виде скарабеев, бытовые предметы и фрагменты украшений. «Возраст» самого древнего экспоната выставки — ритуального глиняного сосуда с изображением лодки и паруса — восемь тысячелетий.
По-прежнему работает в Национальном музее РТ выставка «Новое искусство на рубеже тысячелетий», рассказывающая о творчестве ученого и художника Булата Галеева и коллектива СКБ «Прометей». На ней демонстрируются светомузыкальные фильмы и автоматы, видеоинсталляции, интерактивные экспонаты; здесь же можно познакомиться и с фотоработами Булата Галеева.
В августе в музее продолжит работу и выставка «История рода князей Юсуповых. Казань-Петербург-Париж», уже несколько месяцев пользующаяся большим успехом. Она включает в себя экспозицию «История рода князей Юсуповых. Век X — век XXI»; две мини-экспозиции, представляющие фрагменты интерьеров парадного дворца Юсуповых на набережной Мойки в Петербурге и научно-популярный фильм «Юсуповский дворец» о княжеском родословии и архитектурной биографии петербургской резиденции этих князей. В рамках выставки можно посмотреть портреты князей Юсуповых, фотографии, которые иллюстрируют не только «парадную», но и повседневную жизнь дворянской семьи, жившей в своем родовом гнезде с 1830 года. На ней же представлены предметы мебели и декоративно-прикладного искусства из убранства Белого будуара дворца, уникальные фамильные документы князей Юсуповых — жалованные грамоты, указы, письма к ним российских монархов, а также списки XIX века с подлинных писем ногайского хана Юсуфа русскому царю Иоанну IV.
Между прочим, 30 августа казанцы смогут не просто «на людей смотреть и себя показать» на улицах праздничного города, но и провести пару часиков с большой пользой для себя и своих детей. Ко Дню города Национальный музей РТ подготовил праздничное мероприятие «Бесценные истории страницы», которое будет проходить как на площади 1 мая, так и в самом музее с 10 утра до 8 вечера.
На площади пройдет праздничный концерт, после которого древнюю площадь расцветит ярмарка ремесел «Город мастеров». Здесь же пройдет и розыгрыш ценных призов на праздничной лотерее.
В самом Национальном музее РТ в 12.00 начнется костюмировано-театрализованная экскурсия «Ожившая экспозиция», заработает детская творческая и развивающая площадка «Давайте поиграем!» (где наши чада смогут поиграть в компьютерные игры на музейную тематику, заняться вышиванием, поучатся мастерить обереги, займутся рисованием и оригами). На детской игровой площадке клоунесса Музейка проведет с юными посетителями ритмические занятия, уроки актерского мастерства, поиграет в различные игры, конкурсы. Дети постарше и взрослые смогут поучаствовать в поиске «Клада Ризположенского» — старинных дирхемов, спрятанных в здании Гостиного двора, а победители получат призы от Национального музея Республики Татарстан.
Здесь же студенты Казанской Государственной консерватории имени Н. Жиганова (лауреаты Международных, Всероссийских и региональных конкурсов) на выставке «Мир музыкальных инструментов» будут услаждать слух посетителей наигрышами на народных инструментах. А еще в этот день в музее состоится презентация фотовыставки молодых татарстанских фотографов «Казань и ее обитатели». Во внутреннем же дворике музея с 14 до 16 часов начнутся стрельбы из лука, арбалета, и так же других видов оружия.
В Национальной художественной галерее «Хазине» в августе, помимо постоянных экспозиций, можно посмотреть выставки работ заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Татарии Петра Сперанского и заслуженного художника России, народного художника Татарстана, члена Союза художников РФ Владимира Попова «Единение» (о которой мы писали в прошлом месяце —/article/74 656/).
Петр Тихонович Сперанский всю жизнь был главным художником сначала Татарского академического театра им. Г. Камала, а позже Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. Лучшие его работы — спектакли «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Шурале» Ф. Яруллина, «Алтынчеч» Н. Жиганова. На выставке в «Хазине» представлены эскизы Сперанского к спектаклям.
А в Государственном музее изобразительных искусств РТ в августе продолжится III Международный фестиваль импровизационной музыки «Джаз в усадьбе Сандецкого».
6 августа в музейном дворике любители джаза услышат программу «August Jazz Fresh» коллектива «RUDEN JAZZ QUARTET» (лидером которого является пианист, композитор и аранжировщик Андрей Руденко). Прозвучат авторские композиции Андрея Руденко, джазовые стандарты и аранжировки песен легендарной группы «Beatles». 13 августа под вековыми липами будут разноситься латиноамериканские ритмы и красивые мелодии из программы «Brazillian Jazz». Гостем этого вечера станет саксофонист Сергей Баулин из Москвы. 20 августа в программе «Heal The World!», посвященной памяти Майкла Джексона, прозвучат песни Стинга, Стиви Уандера, Шаде, Шанис, Уитни Хьюстон, Тони Брэкстон, Jamiroquai, группы «Moloko», «Beatles», «Boney M». Лейтмотивом концерта будут аранжировки песен Майкла Джексона, сделанные Олегом Анохиным. Главной солисткой будет Ольга Скепнер. А 27 августа программа «Looking Forward!» завершит III Международный фестиваль импровизационной музыки «Джаз в усадьбе Сандецкого». На закрытие фестиваля в Казань приедут американские исполнители Гари Смулиан (баритон-саксофон) и Алекс «Sasha» Сипягин (труба, флюгельгорн в сопровождении «МосГорТрио». В составе этого трио выступят Яков Окунь (фортепиано), Макар Новиков (контрабас), Александр Машин (барабаны). Завершением этот фестивальный день выступлением «Синтез-бэнда» — лучшего оркестра Казани под управлением Анатолия Василевского.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: