Новости
11 Октября 2016, 10:00

Татарстану прописали обращение к отходам

В Татарстане утвердили территориальную схему обращения с отходами. Разработчики планируют довести долю обработки твердых коммунальных отходов до 90%, а количество действующих пунктов приема утильсырья — с 10 до 168.

Кабинет министров РТ утвердил территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Соответствующее постановление попубликовано на официальном портале правой информации РТ.

Напомним, с начала следующего года вступят в силу поправки, которые обязывают выбрать единого регионального оператора, ответственного за весь цикл по обращению с отходами. В Татарстане сейчас нет достаточной нормативной базы, подзаконных актов, которые отрегулируют работу по новым правилам. Предприниматели больше всего опасаются, что новый региональный оператор вытеснит с рынка небольших игроков.

Ежегодно в республике образуется более 10 млн тонн отходов, из них примерно четверть — промышленные, 12% — бытовые. В Татарстане пока лишь десятая часть мусора перерабатывается, принося прибыль на вторичном рынке. Основную массу отходов «хоронят» на огромных полигонах — сейчас их площадь превышает 360 гектаров.

Из-за нововведений в федеральном законодательстве, по которому весь цикл обращения с отходами передается в руки единого регионального оператора, большой пласт предпринимателей, задействованных в бизнесе, связанным со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов, оказался в положении неопределённости. Утверждение территориальной схемы в РТ — попытка избавиться от нее.

Рынок ТКО: «Все, что связано с малым бизнесом, мы будем рекомендовать»

На июльской встрече бизнесменов с главой минстроя РТ Иреком Файзуллиным в формате «откровенного разговора» участники проектной группы Совета по предпринимательству просили включить в нормативную базу на уровне республики следующее обязательное условие: региональный оператор должен отдавать 25% рынка малому и среднему бизнесу (ранее бизнесмены просили 15%, ред.). Это условие должно быть прописано в отношении каждого муниципального образования.

«Все действия происходят на основе федерального законодательства. Я не могу сейчас сказать, сколько у нас будет региональных операторов, формирование региональной схемы сейчас в работе. Есть разные варианты. Но все, что связано с малым бизнесом, мы будем рекомендовать в соответствии с федеральным законодательством», — отвечал министр.

В постановлении словоформы от «малого бизнеса» не встречаются. Более подробно с территориальной схемой можно ознакомиться здесь (.pdf).

Как говорится в постановлении, территориальная схема является одним из основных правовых актов в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО. Схема — документ стратегического планирования в сфере обращения с отходами, на основе которого устанавливаются целевые показатели по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, показатели для включения в документацию об отборе региональных операторов. Этой же схемой определяются места нахождения источников образования отходов, объектов их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, логистические схемы движения отходов, мероприятия по развитию инфраструктуры обращения с отходами для включения в региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также осуществляется деятельность региональных операторов и операторов по обращению с ТКО.

В территориальной схеме в основе расчетных значений по количеству образующихся ТКО и технико-экономических параметров объектов инфраструктуры обращения с ТКО принята численность населения. В 10-летней перспективе планируется довести долю обработанных ТКО до 90%, долю вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки ТКО — до 35%, а количество действующих пунктов приема утильсырья — с 10 до 168.

СПРАВКА:

В перечень объектов образования отходов входят не менее 104 тыс. объектов по экологическому надзору и 47 022 многоквартирных дома и 494 038 жилых домов.

Всего в 2015 году количество отходов на начало года составило 13
10,8 тыс. тонн, количество образовавшихся отходов — 3089,5 тыс. тонн (половина приходится на обрабатывающую промышленность). Использовано 2358,2 тыс. тонн отходов, обезврежено — 144,0 тыс. тонн, захоронено — 1220,2 тыс. тонн. Общее количество использованных и обезвреженных отходов от суммы образовавшихся в 2015 году и перешедших с 2014 года составило 56,9%, а количество захороненных отходов составило 27,7%.

Количество ТКО, образовавшихся в РТ в 2015 году составило 2 078 138,3 тонн. Из общего объема образовавшихся ТКО извлечено для утилизации 166 250,6 тонн вторичных ресурсов (около 8%).

Добавим, что территориальной схемой установлено деление территории РТ на две зоны деятельности региональных операторов — Западную и Восточную.

Это позволит заменить одного регионального оператора другим, если тот откажется или будет отстранен от работ, а также обеспечит необходимый «уровень конкуренции между региональными операторами по обращению с ТКО в отношении качества и стоимости предоставляемой ими коммунальной услуги по обращению с ТКО», говорится в документе.

Илья Иванов

Мнения
18 Января 2021, 11:05

Ритейл адаптируется к потребностям покупателей

Знание и удовлетворение потребительских запросов, а также способность быстро адаптироваться к реалиям рынка — таковы главные критерии успеха в 2021 году, считают ритейлеры. Ключевые игроки поделились мнениями о перспективах развития онлайн и офлайн-торговли.

Дискуссия руководителей крупных торговых сетей в рамках Гайдаровского форума началась с обозначения основных трендов ритейла, актуальных для России.

Павел Локшин, директор по операционной деятельности ГК «О’КЕЙ», сильной стороной ритейла назвал собственное производство, позволяющее предлагать потребителям свежие продукты, в том числе готовые к употреблению.

«Один из мировых трендов — ready to eat, ready to heat, ready to cook (готовый к употреблению, разогреванию, приготовлению). Формат гипермаркета позволяет иметь нужное количество продуктов, готовить из них полуфабрикаты или готовые блюда и в свежем виде предлагать покупателям. Клиенты ценят возможность увидеть их. Кроме того, это и часть процесса воодушевления, потому что онлайн трудно воодушевиться вкусом, цветом, запахом товара», — отметил эксперт.

Олег Сипетый, учредитель, член совета директоров ГК «Командор», акцентировал внимание на информации о покупателях и их предпочтениях, которую в процессе работы аккумулировали ритейлеры, причем в значительной степени, благодаря офлайну.

«Той информации, которой обладает сейчас ритейл, в таком объеме нет, наверное, ни у кого, ни у производителей, ни у логистов», — поделился мнением спикер.

Дмитрий Алексеев, гендиректор ООО «ДНС Групп», выделил важное преимущество офлайн-розницы: более низкую стоимость единичной транзакции. Привезти контейнер микроволновок и распределить его через офлайн-розницу, по его словам, дешевле, чем индивидуальная доставка, которой пользуется онлайн.

«Надо разобраться, что мы называем онлайном. Если онлайн — это лишь отсутствие физических магазинов, то это неверно. Посмотрите на Wildberries: у них, пожалуй, самая большая сетка точек физического присутствия, больше, может быть, только у X5. И Wildberries стал таким мощным игроком в онлайне, потому что он самый офлайновый из всех онлайновых. Вот так компания адаптировалась. Если анализировать продажи „ДНС Групп“, то даже ковид-эпидемия не сильно повлияла на долю доставок. Людям все равно привычно и удобно по дороге с работы зайти в магазин и совершить покупку».

Участники дискуссии оценили и перспективы инвестиций в онлайн и офлайн-ритейл. Дмитрий Алексеев считает, что доставка в существующем виде — ахиллесова пята всего онлайна. Ведь онлайн хорош эффектом масштаба.

«Но с доставками обнаруживается интересная особенность: если нужно сделать десять доставок — это одна себестоимость транзакций, тысячу — другая себестоимость, а если миллион доставок, то это еще дороже стоит, просто потому что там нет эффекта от масштаба. Я в доставку совершенно не верю, пока не будет придумана какая-то новая технология».

Павел Локшин считает, что инвестировать надо в ту компанию, которая хорошо знает своих клиентов и быстро адаптируется к меняющемуся рынку.

«Если представить, то мы идем на яхте, и вдруг начинает дуть ветер с другой стороны, то с ним не надо конкурировать и не надо его опасаться, его надо использовать, просто подстроив паруса. Именно поэтому у компании „О’КЕЙ“ есть и физические гипермаркеты, и онлайн-доставка, и в регионах партнерство с онлайн-операторами».

Еще один тренд, который обозначили эксперты, — переход значительной доли покупок из гипермаркетов в магазины у дома.

Олег Сипетый отмечает, что тенденция формировалась давно, а пандемия явилась триггером. Что касается разных форматов магазинов, то все они так или иначе востребованы, отмечает он. Дискаунтеры предлагают только самое необходимое по оптимальной цене, но если покупателю нужны бренды, сервис, разнообразие, то он пойдет в супермаркет.

«Скажем, за набором для борща можно сходить в дискаунтер, а для супа том-ям — в супермаркет. Сейчас ориентир на простые потребности по оптимальной цене высокий, и дискаунтеры пока показывают лучшие результаты. Но я считаю, что от супермаркетов и магазинов у дома с расширенным ассортиментом уходить не стоит, надо больше адаптироваться к потребностям покупателей».

Павел Локшин констатирует, что в дискаунтере низкая цена формируется за счет выгодной логистики, высокой эффективности работы при низких затратах на персонал, а также собственных марок, которые занимают там большую долю: около 50% и более.

«Причем для собственных марок важна не только низкая маржа, но и высокое качество, хорошие вкусовые характеристики, чтобы клиенты на них переключались. На нашем рынке это основная проблема, которой стоит уделять внимание».

Еще одним вопросом дискуссии стала экспансия федеральных сетей в регионы и конкурентные преимущества региональных ритейлеров.

Олег Сипетый отмечает, что региональным сетям проще персонифицировать продажи, удовлетворить большее число потребностей, а еще лучше — предугадывать желания. Тогда шансов у локальных игроков будет больше, чем у федеральных сетей.

Павел Локшин, считает, что у региональных игроков прекрасные шансы на развитие в высокомаржинальных сегментах. «Есть региональные сети, которые делают классный продукт, прекрасно знают своих потребителей и отлично себя чувствуют, несмотря на то, что федеральные компании подпирают их со всех сторон».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что в 2021 году на первый план выйдет фактор доверия потребителей. Российские ритейлеры годами зарабатывали себе репутацию, делая вкусную качественную продукцию. И люди ее любят, верят в качество и продолжают ходить в эти магазины, хотя цены там выше. Так что шансы есть, и они прекрасные у тех, кто хорошо знает своих потребителей.

Нина Максимова

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: