Вчера президент Татарстана Рустам Минниханов и председатель совета директоров ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков подписали соглашение о запуске в республике пилотного проекта по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Соответствующая программа по поручению президента должна быть разработана к 1 апреля 2013 года. По словам господина Минниханова, она будет рассчитана на 10 лет и позволит в ближайшую пятилетку перевести на газ до 30 тыс. автомобилей республики. «Через пять лет весь общественный транспорт, вся коммунальная техника, кроме специальной, муниципальные машины должны быть на газомоторном топливе», — заявил он.
По данным «Газпрома», в Татарстане действуют 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) (еще одна законсервирована) со средней загрузкой лишь на 14%.
Помимо этого, в республике работают более 80 станций с сжиженным углеводородным газом — смесью пропана и бутана (ОАО ХК «Татнефтепродукт», ЗАО «ТАИФ-Газсервис» и др.).
Вчера на совещании в Кабинете министров республики Виктор Зубков заявил о необходимости увеличить загрузку станций «Газпрома» до 50%. «Мы должны убедиться, что существующие АГНКС тоже будут использоваться. Если мы загрузим существующие, построим новые, современные», — сказал он.
Количество станций, которые появятся в регионе, как и объем инвестиций, Зубков не назвал, отметив, что это будет зависеть от «географии заправок» и спроса, который предложит Татарстан. По его словам, в этом проекте необходимо задействовать муниципальный транспорт, ЖКХ, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство и дорожное хозяйство.
По расчетам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства республики Инсафа Хайруллина, на данный момент под газомоторное топливо могут быть переоборудованы около 18 тыс. машин. Стоимость переоборудования одного автобуса, по его словам, около 2 млн. рублей. Экономия на эксплуатационных расходах составит 400 тыс. рублей в год, затраты окупятся за пять лет. При этом, отметил Хайруллин, «целесообразнее осуществлять закупки нового транспорта»: разница в стоимости между «КАМАЗом»-самосвалом на дизельном топливе и газомоторном — около 0,5 млн. рублей. Как сообщил Рустам Минниханов, республика уже подписала контракт на поставку 262 автобусов на газомоторном топливе.
Помимо этого, Минниханов вчера высказался за поэтапный запрет в республике техники, которая будет использовать дизельное топливо. Как альтернативу он предложил ввести экологический налог для тех, кто откажется переходить на газ. «Какие-либо субсидии, поддержку никто не будет получать, если это не будет на газомоторном топливе», — добавил президент. При этом он поручил рассмотреть, «какие мы можем преференции дать», отметив, что для поддержки переоборудования транспорта необходимы «некие стимулы». Виктор Зубков обещал «подключить» Газпромбанк, чтобы также помочь малому и среднему бизнесу перевести на газ свою технику с использованием субсидированных кредитов.
Главный инженер ЗАО «ТАИФ-Газсервис» Айрат Гиниятуллин считает, что сотрудничество республики с «Газпромом» вряд ли вытеснит АГЗС с сжиженным углеводородным газом, отмечая, что его в основном используют легковые автомобили — стоимость переоборудования машины 25−30 тыс. рублей. Однако он полагает, что переход на газ «в какой-то степени» может затронуть интересы нефтяников, и связывает с этим низкое развитие газовой отрасли в республике. Чтобы программа заработала, отмечает Гиниятуллин, «должны быть значительные скидки, субсидии» при покупке машин с газовым двигателем, а «не перекладывать расходы на потребителя».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: