— Марат Гадыевич, для чего понадобилось принимать Хартию Земли?
— В мире сейчас популярны две теории возможных путей развития человечества. Автор одной из них — японский ученый Френсис Фукуяма считает, что мир движется к либерализму и со временем противостояние двух систем сменит глобальная демократизации общества. Это — благополучный сценарий, исключающий жесткое противостояние. А согласно другой теории, принадлежащей Самюэлю Хантингтону, столкновение цивилизаций на основе межконфессиональных и прочих идеологических разногласий неизбежно.
Нельзя безоговорочно отдать предпочтение одной из этих теорий, поскольку жизнь предоставляет аргументы в пользу каждой из них. Понятно, насколько опасно развитие по сценарию Хантингтона. И для России, как для многонациональной и поликонфессиональной страны, это опасно в первую очередь, ведь у нас возможны и внутренние, и внешние конфликты. Для всех многоконфессиональных стран, да еще и с учетом происходящих сегодня в мире миграционных процессов, действительно существует опасность столкновения цивилизаций. В последнее время в Европе появилось немало политиков, уверенных в крахе теории мультикультурализма. Следствием этого стал возврат к правым течениям, и именно политики правого толка сейчас успешно набирают голоса. Понятно, что поиск моделей развития, способных предотвратить столкновение цивилизаций, является особенно актуальным.
Хартия Земли рождалась по инициативе ряда стран как документ, который сможет регулировать международные правовые нормы в сфере экологии в период, когда глобальные экологические проблемы станут серьезной угрозой, которую усугубляет рост техногенного воздействия.
— Значит, толчком к созданию Хартии стали экологические проблемы?
— Безусловно, Киотское соглашение, встреча в Копенгагене в 2009 году и ряд иных начинаний — это все попытки решить на глобальном уровне проблемы экологии. Насколько это удалось, другое дело. Работа не останавливается и сегодня, и это самое главное. В разработке и обсуждении Хартии Земли приняло участие более четырех десятков стран, была создана инициативная группа при поддержке ЮНЕСКО, в которую вошли такие авторитетные деятели, как Федерико де Майор, Морис Стронг, Евгений Велихов, ученые и политические деятели разных стран. Финансировались эти работы фондами Рокфеллера, Горбачева, «Зеленым крестом» и рядом других международных организаций. Со временем рамки этого документа расширились.
— Каким образом?
— От экологических проблем создатели Хартии перешли к политическим и экономическим. Я бы выделил четыре группы проблем, которые подняты в Хартии Земли: во-первых — экологические, во-вторых — связанные с обеспечением устойчивого экономического развития, в-третьих — вопросы социальной справедливости в обществе, в-четвертых — вопросы достижения межконфессионального согласия, толерантности. Разумеется, это основные блоки, всего же Хартия Земли включает в себя 16 принципов. Так, этот документ затрагивает и вопросы социальной справедливости, равенства полов, прав детей и другие. Попросту говоря, Хартия Земли стала документом, охватывающим все стороны человеческой жизни, хотя немало тех, кто относится к нему скептически.
— Когда была завершена работа над текстом Хартии Земли?
— В 2000 году, а в 2001 году он был одобрен ЮНЕСКО. Ценность Хартии в том, что это — единственный международный, согласованный документ, который получил одобрение всех основных мировых конфессий. Однако до сих пор ни одно государство не взяло на себя обязательства полностью придерживаться норм Хартии, поскольку противоречий в мире сейчас столько, что ее действительно невозможно соблюдать в полном объеме. Единственным исключением стала Коста-Рика. Поэтому мир пошел по другому пути: Хартию Земли принимают на уровне отдельных регионов, городов, субъектов федеративных государств.
Татарстан стал первым в мире регионом, где этот документ был одобрен на законодательном уровне. В то же время в ряде государств этот документ находится под высоким патронатом. Например, королева Голландии лично патронирует реализацию идей Хартии Земли. В Голландии работает несколько программ. Так, ведущие банки обязуются не предоставлять кредиты тем корпорациям, которые игнорируют проблемы экологии в своих бизнес-проектах. Один из голландских банкиров был за эт
о награжден высшей государственной наградой. Словом, власти Голландии не только на словах, но и на деле пытаются придерживаться Хартии. В США принципы Хартии Земли приняты штатом Вермонт, во Франции — Лионом.
— Татарстан оказался в числе таких продвинутых регионов?
— 27 апреля 2001 года, одобрив Хартию Земли постановлением Госсовета, республика взяла на себя немало обязательств, к выполнению которых и приступила. В новой редакции Конституции Татарстана вопросам экологии, качества жизни, устойчивости экономического развития уделено большое внимание в целом ряде статей. Уникальной является 15-я статья, в которой говорится о ненасилии в конфликтных ситуациях как о принципе государственной политики. Такой конституционной нормы нет ни в одном субъекте Российской Федерации. Для многоконфессиональной республики, какой является Татарстан, это имеет принципиальное значение.
Нельзя жить иллюзиями, что вопросы межконфессионального согласия будут решаться сами по себе. Это должно быть предметом постоянной заботы властей всех уровней, реального соблюдения принципа равенства всех конфессий. У нас в республике их четыре. Поэтому постоянный межконфессиональный диалог, разрешение возникающих трений, которые по жизни неизбежны, путем обсуждения и компромисса — основа политики Татарстана в этой сфере. Это касается и воспитания подрастающего поколения. В нашей стране, исходящей из равенства всех религий, реформы в образовании, на мой взгляд, должны следовать именно принципам Хартии Земли. Выпячивание на первый план одной религии, заигрывание властей с какой-либо конфессией только вредят. Это значит, что важный принцип отделения государственной власти от религии должен действовать на практике. Если власть, все равно из каких соображений, в выработке своей политики опирается на аргументы лишь одной религии, последствия могут быть самыми печальными. Считаю, есть тут над чем задуматься как федеральной власти, так и региональной. Это касается и взрослых, но еще более — подрастающего поколения.
— Один из принципов Хартии — устойчивое экономическое развитие. Что это значит для Татарстана?
— Прежде всего избавление от нефтяной зависимости, подверженной сильным конъюнктурным колебаниям. Выход на высокие переделы в нефтехимии, инновации в этой сфере, равно как и во всех сферах экономики, повышение удельного веса инновационной продукции, развитие других приоритетных сфер, усиление рыночной составляющей экономики… Эти позиции последовательно реализуются и Президентом Татарстана, и в государственных программах развития, которые утверждаются парламентом. Сдвиги в этом направлении есть, нужно наращивать усилия в этой части. Поскольку повышение устойчивости развития экономики, уменьшение ее зависимости от сырьевых составляющих будут означать рост доходов республики и ее граждан, более активную поддержку социальных сфер. Социальная справедливость достигается путем адресной поддержки уязвимых слоев населения, а общая политика — это уменьшение доли малоимущих и формирование среднего класса. Понятно, что впереди много работы, но самое главное, что есть динамика в этих процессах.
Доля бедных, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, уменьшилась за последние годы примерно с 14 до 7 процентов. Борьба с бедностью — задача наиболее сложная, но она решается сейчас и в республике, и в России в целом. На ее решение и направлена деятельность Президента РТ и его команды.
Сегодня Республика Татарстан — один из наиболее развитых регионов Российской Федерации, который известен не только своими достижениями в экономике, но и успешным решением сложных этнических и конфессиональных проблем, достижениями в экологии. Наша республика имеет для этого солидную правовую базу. Достаточно отметить, что парламентом республики только по различным направлениям охраны природы и рационального природопользования принято 28 законов. В их числе и основополагающий Закон «Об охране окружающей природной среды Республики Татарстан». Принято свыше ста подзаконных актов, которые конкретизируют механизм исполнения всех законодательных актов. Создан Государственный реестр особо охраняемых природных территорий. Впервые в России составлена и издана Карта экологической ситуации. Опубликованы Красная и Зеленая книги Татарстана.
Наши устремления и действия вполне вписываются в идеологию Хартии. Правда, может быть, мы редко об этом вс поминаем. А я уверен, надо чаще увязывать проблемы нашего развития с этим основополагающим документом, одобренным десять лет назад парламентом Татарстана. Но в целом идеология Хартии и действия власти, а также неправительственных общественных организаций республики по ее реализации совпадают. Это, кстати, видно на примере такой многочисленной и авторитетной общественной организации, как движение «Татарстан — новый век», которое взяло на себя миссию координатора в объединении усилий органов власти всех уровней и общественности республики в реализации этого проекта. Это позволило от разрозненных мероприятий и акций перейти к планомерной системной работе в столь важном деле, особенно в молодежной среде. Думаю, подрастающему поколению надо постоянно говорить о достижениях Татарстана, его стремлении придерживаться принципов Хартии, поскольку у молодежи гораздо чаще возникают вопросы о том, куда идет республика, как она развивается и по каким принципам.
Газета «Время и Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: