Новости
26 Марта 2014, 07:30

Татарстан готов стать для Крыма надежным партнером

Республика Татарстан готова принять активное участие в грандиозном проекте «Новый Крым» и стать для него «надежным партнером». Теперь, когда становится понятно, что Крым — это всерьез и надолго, роль дальнейшего участия Татарстана в процессе поддержки и преобразования полуострова может оказаться более чем существенной.

На прошедшем накануне заседании Правительства РФ по поддержке социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил:

«Нам нужно выработать конкретные, последовательные и разумные шаги по полномасштабной интеграции Крыма и Севастополя в государственную, экономическую и правовую системы нашей страны, чтобы люди, которые живут в Крыму, обладали теми же возможностями, теми же правами, теми же гарантиями, что и все граждане России».

Там же, на совещании были сформулированы следующие первоочередные задачи:

  • Наладить систему государственного управления новыми территориями. Предстоит в кратчайшие сроки переформатировать органы власти в Крыму по российским стандартам, причём без остановки их деятельности и, тем более, ухудшения качества их работы.
  • Решить технические вопросы, связанные с вхождением экономики Крыма в рублёвую зону и получением местными банками российской лицензии. Официальной валютой полуострова уже является рубль, а гривна продолжит своё хождение до конца 2015 года. Обеспечить безопасность финансовых активов жителей Крыма в этих обстоятельствах.
  • Решить проблему с электроэнергией — есть варианты подсоединения Крыма к объединённой энергосистеме России через Керченский пролив или строительства собственной генерации на полуострове. В ближайшие годы нужно будет увеличить добычи газа в регионе в 1,5−2 раза — по оценкам экспертов, этого должно хватить для покрытия потребностей Крыма в электроэнергии.
  • Поддержать сельское хозяйство Крыма (прежде всего выращивание зерновых культур и виноградарство). Обеспечение нормальной сельхозтехникой и, в целом, подключении крымчан к общероссийским механизмам поддержки сельхозпроизводителей.
  • Перерегистрировать собственность, включая землю и недвижимость. Росреестру нужно сформировать в Крыму территориальное подразделение, которое займётся этой работой.
  • Довести заработные платы работников бюджетной сферы Крыма до уровня среднероссийских. Речь идёт прежде всего об учителях, медицинских работниках, работниках культуры. Сюда же и относится повышение пенсий крымчанам также до среднероссийского уровня.
  • Урегулировать вопросы здравоохранения. Решить проблемы с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, с нехваткой современного оборудования. Обеспечить интеграцию системы здравоохранения Крыма в систему здравоохранения нашей страны и функционирование, конечно, системы обязательного медицинского страхования с 1 января 2015 года.
  • Преобразовать сферу образования. По российским образовательным стандартам крымские первоклассники начнут учиться уже с 1 сентября текущего года. В переходный период для крымских школьников будут созданы специальные условия: они не будут сдавать единый государственный экзамен в текущем году и смогут поступать в российские вузы на основе обычных школьных экзаменов.

Очевидно, работа предстоит просто титаническая. В истории современной России правительству впервые предстоит решать такую масштабную и многоплановую задачу. Сроки при этом очень сжатые, — переходный период продлится до 1 января 2015 года. До конца первого полугодия в правительство должна быть предоставлена федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию полуострова.

Однако запредельным является не только уровень работ. Уровень планируемых затрат также запредельный.

Ушедший из жизни на прошлой неделе российский экономист Александр Починок, занимавший в прошлом посты министра по налогам и сборам, министра труда и социального развития, а также заместителя министра финансов, опубликовал перед смертью в своем блоге, который он вел на сайте радиостанции «Эхо Москвы», очень выверенные финансовые расчеты. Исходя из них, минимальные затраты российской экономики составят более 3 трлн рублей. Подчеркнём — минимальные!

«По переписи 2001 г., в Крыму живет 2031 тыс. чел. Сейчас явно гораздо больше, возможно более 2,7 млн чел. На территории Крыма будут действовать российские законы. Пенсии платить будем мы. 100 000 пенсионеров при самых минимальных пенсиях — 10 млрд руб. в год. С учетом военных пенсионеров и структуры населе
ния — минимум 70 млрд в год надо. Причем, исходя из нашего пенсионного законодательства, большая часть — за счет средств работающего населения России.

По всем нормативам нужно будет финансировать более 200 тысяч бюджетников — это еще минимум 60 млрд руб. Крымским правоохранителям тоже платить будем по российским стандартам. А там просто 1 лейтенант — 1 млн руб. только прямых расходов, не считая рост выплат в этом году. А ведь это далеко не все. Нельзя просто привезти и раздать деньги — нужно создать заново структуру отделений пенсионного фонда, налоговой службы, и далее по списку, поставить компьютеры, программное обеспечение и т. п."

Рассуждал Починок и о транспортном сообщении полуострова с Россией:

«Мост через Керченский пролив (минимум 40 млрд руб., боюсь, что на практике раза в 2 дороже). Но мост приведет в Керчь, а дальше идут довольно узкие дороги. Со времен СССР на ЮБК существует одно неплохое шоссе, но и его пропускная способность очень мала. Минимум придётся добавить более 400 километров современных дорог, причем в районах с жесточайшими экологическими ограничениями. С учетом мостов и прочего, сотню миллиардов зарезервировать надо. Но и это не все — перед мостом две узкие дороги на Тамани, а дальше М4. В трассу «Дон» в последние годы вложено много. Она стала гораздо лучше. Но загружена под завязку. Увеличение пропускной способности этой трассы — задача на десятилетия и на сотни миллиардов рублей.

Железнодорожный транспорт. Направление на Ростов — Сочи перегружено. Хоть в Сочи, хоть на Тамань — однопутка. Значит, строить новые сотни километров путей и на Тамани, и в Крыму. Поездной состав надо будет менять, двухэтажные вагоны ставить. Сколько будет стоить — посмотрите затраты в Краснодарском крае.

Самолетом тоже можно долететь. Правда, самолеты могут не пустить. Но если договоримся, то все равно аэровокзальный комплекс Симферополя нужно делать практически заново — добавьте еще 10 млрд. Дальше модернизация длиннющей троллейбусной линии из Симферополя. Воду мало в Крым доставить. Водопроводы устарели. Сотни километров нужно будет менять. Пляжное хозяйство очень маленькое — надо развивать и модернизировать. Сомнительно, что выстроится очередь из мировых отельных сетей — значит, нужно самим вкладываться, а один номер в хорошем отеле — 10 млн руб., в средненьком — миллиона 3. Про больницы, школы, скорую помощь и т. п. не забудем".

Из явных плюсов Крыма Александр Починок выделил Черноморский флот.

«За аренду баз для Черноморского флота платить не надо будет (или деньги пойдут в бюджет Крыма) — это плюс. Место для флота великолепное, но опять — инфраструктура устарела. Явно потребуются огромные средства в модернизацию…»

Уже решено, что в Крыму для решения вопросов с инвестициями будет создана особая экономическая зона. Вскоре, вероятно, будет принят отдельный закон, по которому крупные инвесторы, готовые прийти в регион, получат налоговые льготы. Срок действия особых условий в ОЭЗ в Крыму не превысит 49 лет. ОЭЗ в Крыму будет устроена таким же образом, как в Калининградской области. Напомним, резиденты калининградской ОЭЗ, созданной в 1996 г., в течение первых шести лет освобождались от уплаты налогов на прибыль и имущество, на них не распространялся порядок обязательной продажи части валютной выручки.

То есть, по сути, внутри России будет создан гигантский внутренний офшор. Для стимулирования инвестиций.

Теперь вернемся к Татарстану. Перефразированный известный афоризм «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для Крыма. Спроси себя, что ты можешь сделать для Крыма сам!» применим и к нашей республике.

Оба президента Татарстана, бывший и действующий, провели очень большую дипломатическую работу по урегулированию внутрикрымских проблем, а вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев даже говорил, что гарантии крымским татарам разрабатывались вместе с Рустамом Миннихановым. Участие Татарстана во всероссийском проекте «Крым» должно стать еще более весомым. Прежде всего, в силу национального фактора.

Из 2 миллионов 200 тысяч жителей Крымского полуострова — почти полтора миллиона русских, 350 тысяч украинцев, которые преимущественно считают русский язык своим родным языком, и пор
ядка 290−300 тысяч крымских татар, значительная часть которых, как показал референдум, также ориентируются на Россию.

Можно вспомнить слова Путина из знаменитой речи 18 марта (выступление в Кремле перед депутатами Госдумы, членами СФ, руководителями регионов России и представителями гражданского общества, — прим. автора):

«Да, был период, когда к крымским татарам, так же как и к некоторым другим народам СССР, была проявлена жестокая несправедливость. Скажу одно: от репрессий тогда пострадали многие миллионы людей разных национальностей, и прежде всего, конечно, русских людей. Крымские татары вернулись на свою землю. Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объёме».

Процесс реабилитации крымских татар — это не только 20%-ная квота во властных структурах Крыма, но и тесное участие в экономическом процессе возрождения. Здесь Татарстан может выступить деловым проводником и равноправным партнером крымско-татарской общины.

Когда происходят исторические события в жизни крымско-татарского народа, необходима братская помощь всего мирового татарского сообщества. Республика Татарстан вполне может стать местом проведения съезда Внеочередного всемирного конгресса татар уже в этом году с приглашением на него президента РФ. События происходят исторические, а, значит, внеочередность мероприятия будет более чем оправдана.

Именно активное участие политических властей Татарстана в процессе реабилитации дает шанс экономике республики поучаствовать в кооперации с крымско-татарским народом в грандиозном проекте «Крым».

Татарстан действительно может многое сделать в Крыму, например, в банковском бизнесе («АК БАРС» Банк, Татфондбанк), в дорожном строительстве, розничной торговле (Бахетле, ДОМО), автомобильном бизнесе и автотрейдинге (КАМАЗ, ТТС, «КАН АВТО»), строительстве, в том числе дорожном. Рынок просто огромен. Работы хватит надолго.

Недаром глава республики Рустам Минниханов после ряда встреч и подписания соглашения о сотрудничестве между регионами заявил, что бизнес Татарстана готов прийти в Крым с инвестициями.

«Инвестиционная привлекательность Крыма очевидна, и, конечно, бизнес Татарстана готов прийти сюда со своими инвестициями. Это не значит, что мы денег раздаем, но я повторю — Крым очень привлекателен для инвесторов, и мы готовы реализовывать здесь свои проекты в самых разных отраслях — в сфере туризма, в предпринимательстве.

Татарстан — один из крупнейших промышленно развитых регионов России, и у нас есть различные производства — начиная от авиастроения и машиностроения. Продукции, которая производится в Татарстане, востребована и необходима здесь. С другой стороны, Крым может предоставить на наш рынок продукты питания, фрукты, услуги в сфере туризма. Мы также готовы принимать ваших студентов в наших вузах, у нас сегодня прекрасная система образования. Мы готовы сотрудничать в сфере здравоохранения, в части медобслуживания, развития спорта. Я уверен, что Татарстан будет надежным и хорошим партнером".

Альберт Бикбов,
Руководитель аналитического отдела

Новости
11 Декабря 2024, 16:54

В Татарстане увеличится стоимость социальных проездных

Соответствующее постановление подписал премьер-министр региона Алексей Песошин.

В 2025 году в Татарстане ожидается повышение стоимости социальных проездных билетов для взрослых и детей. Соответствующее постановление подписал премьер-министр республики Алексей Песошин.

Согласно постановлению, стоимость единого социального проездного билета в следующем году составит 630 рублей, а детского — 384 рубля. По сравнению с текущим 2024 годом цена возрастет на 25 и 15 рублей соответственно. Также отмечается, что в текущем году стоимость проездных увеличилась на 24 и 15 рублей по сравнению с 2023 годом.

Песошин Алексей Валерьевич

Премьер-министр РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: