Только в них планируется за остаток этого года и следующий год построить 234 фермы и шесть предприятий по переработке молока более чем на 4 миллиарда рублей. В прошлом году в 11 регионах было построено и реконструировано 52 фермы, а в этом и следующем в общей сложности в 44 регионах начнут работать 442 семейные фермы и 19 цехов по переработке молока.
На реализацию этой программы в общей сложности потребуется больше 8,5 миллиарда рублей. Строительство одной семейной фермы на 190 коров обходится в разных регионах от 35 до 40 миллионов рублей. Обычно несколько миллионов платит сам фермер — именно хозяева крестьянских фермерских хозяйств и есть основные участники программы. Инженерную инфраструктуру подтягивает область — это тоже обходится примерно в 5−10 миллионов. Банковский кредит нужен на строительство здания — тоже под «десятку». Современное оборудование поставляет в лизинг государственная компания. Реконструкция ферм обходится значительно дешевле, иногда буквально в несколько миллионов рублей.
В результате получается современное предприятие, на котором производится качественное сырье.
В свое время, давая старт этой программе, первый вице-премьер Виктор Зубков говорил о том, что люди, которые хотят и умеют производить молоко, не должны работать на износ в нечеловеческих условиях. И что от многолетних разговоров о помощи фермерам надо как-то переходить к самой помощи. Это и стало мотивом для разработки федеральной целевой программы по развитию семейных молочных животноводческих ферм.
Скептики говорят, что такой комплекс будет окупаться больше 10 лет. И утверждают, что несколько сотен таких ферм не решат проблемы снабжения населения страны молоком. Оптимисты называют возможные сроки окупаемости в семь и даже в пять лет и говорят при этом, что молоком нужно снабжать не страну в целом, а конкретные населенные пункты. «Куст» новых ферм и небольшое перерабатывающее предприятие уже сейчас «поят» молоком некоторые районные поселки. Причем за литр молока фермеры получают по 12−13 рублей, что сравнительно много. А покупатели платят за тот же литр, но уже пастеризованный и в пакете по 20−22 рубля, что сравнительно мало.
Вчера в минсельхозе признали, что этим летом программа немного притормозила. И дело не только в том, что банки долго рассматривают заявки фермеров, которых, к тому же, отпугивает необходимость сотрудничества с региональными залоговыми фондами. Все это так, но засуха, возможный дефицит кормов и финансовые потери фермеров мешают значительно больше. Тем не менее минсельхоз определенно не намерен останавливать развитие семейных ферм. Вчерашнее публичное подписание соглашения с регионами о строительстве новых ферм, очевидно, должно напомнить аграрному сообществу: засуха рано или поздно кончается, проходит даже срок окупаемости объектов, а нормальные фермы остаются на десятилетия.
Критики программы говорят, что семейная ферма — это тяжелый труд. А сторонники утверждают, что отсутствие семейной фермы тоже, как правило, оборачивается каторгой, только значительно менее прибыльной.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: