Предполагается, что участниками программы в республике станут около 20 тыс. человек. Все они смогут получить в обмен на свою старую машину сертификат на 50 тыс. рублей при приобретении нового авто. На сегодняшний день в Татарстане парк легковых автомобилей возрастом старше 10 лет составляет 194,5 тыс. штук. Такие данные озвучил на минувшей неделе на брифинге в доме правительства заместитель министра промышленности и торговли Олег Власов. Выданный сертификат может быть использован только на приобретение автомобиля отечественного производства, включая машины так называемой «промышленной сборки». В России определено 66 таких моделей автомобилей.
Олег Власов, заместитель министра промышленности и торговли РТ:
— Цель эксперимента — поддержка отечественного автопрома, за счет стимулирования продаж новых легковых автомобилей, создание меньшей аварийности на дорогах и улучшение экологической обстановки в регионах. Во время утилизации старых автомобилей будет вовлечено в оборот более 150 тонн металлолома, 8 тыс. тонн резины, сотни тонн переработанных масел и различной жидкости. Подобная программа по утилизации позволила в Германии, Франции и Великобритании реализовать десятки тысяч автомобилей и поднять автопром.
Удастся ли поднять автопром — покажет время, а вот насколько эта программа улучшит экологическую обстановку, корреспондент TatCenter.ru узнавал в министерстве экологии РТ.
Анатолий Шлычков, начальник отдела мониторинга окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов РТ:
— Лет десять назад в городе бегало много «москвичей» и «жигулей». В то время опасное соединение оксид углерод, превышал допустимые санитарно-гигиенические нормативы. Сейчас уже третий год оксид углерода сохраняется на уровне от 0,6 предельно допустимой концентрации. Это химическое соединение появляется благодаря автомобилям.
Последние годы идет замена автомобильного парка. В городе появилось больше машин с двигателем «Евро-3» и «Евро-4». Но, чтобы уменьшить количество опасных автомобильных выбросов в атмосферу, нужен комплекс решений, только заменой автопарка эту проблему не решить. Нужна «зеленая волна», развязки. Мы должны нормировать не только сам выброс, но и то в какое вещество он будет превращаться.
На последних моделях АвтоВАЗа стоит двигатель «Евро-2», они нейтролизуют вредные выбросы, но не настолько эффективно как «Евро-3» и «Евро-4». Последние двигатели более экономичные и экологичные. Задача о переходе на современные двигатели перед заводом поставлена, но когда это произойдет неизвестно.
Машины, которые будут заменены по программе утилизации, это капля в море. Но все складывается из таких капелек. Думаю, что при комплексном решении проблемы загрязнения воздуха, через 2−3 года мы почувствуем, что воздух стал чище.
Схемы эксперимента
Правительством РФ предложены три схемы эксперимента:
1.В качестве основной Минпромторгом России предлагается схема, по которой автовладелец, принявший решение о покупке нового автотранспортного средства взамен старого, доставляет старое авто дилеру, который по доверенности снимает его с учета, передает на утилизацию и продает новую машину со скидкой.
2.По второму варианту автовладелец передает машину на пункт разборки. Пункт по доверенности снимает авто с учета, выдает свидетельство об утилизации. Автовладелец со свидетельством обращается к дилеру за покупкой нового автомобиля со скидкой. Оплата доставки и утилизации нового авто осуществляется владельцем. Плата за утилизацию не должна превышать 3 тыс. рублей.
3.Третья схема предполагает, что все действия (снятие с учета ГИБДД, передача машины на утилизацию) выполняются самим автовладельцем. После снятия старого авто с учета и сдачи его на утилизацию автовладелец получает «Свидетельство об утилизации АТС», два экземпляра которого он передает автодилеру для заключения соответствующего договора о покупке нового автомобиля со скидкой в размере 50 тыс. рублей. Автодилер для получения бюджетной субсидии представляет в Минпромторг РФ комплект отчетной документации о сделке.
Участники программы
Официально полный перечень татарстанских автосалонов, которые будут продавать автомобили по программе утилизации, еще не у твержден, однако известно, что в него уже вошли несколько дилеров АвтоВАЗа. В столице Татарстана таких автосалонов пока лишь два — это КАН-авто и Парус, в Набережных Челнах — ТТС и Авто-1, в Азнакаево — Лидер авто, а в Нижнекамске — Нижнекамск-Лада-Сервис.
Между тем Минпромторгом РФ определены требования, которым должны отвечать дилерские компании, участвующие в программе по утилизации старых авто. Это наличие производственных возможностей или соглашения со сторонней организацией по приемке и транспортировке в пункты сбора утилизируемых автомобилей, а также отсутствие задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Что касается центров утилизации, то они будут находиться в Казани и Зеленодольске. В закамской части республики такие откроются в Нижнекамске, Набережных Челнах, а также в Альметьевске и Азнакаево. Сейчас в Минпромторг РФ направлены заявки от ОАО «Соллерс-Набережные Челны», ООО «Булгар-АвтоВАЗ», МУП «Экоресурс», ООО «ПО Татвторчермет».
Предприятия-разборщики для участия в эксперименте должны иметь инфраструктуру, позволяющую разбирать не менее 10−15 автомобилей в сутки, удобное расположение для подъезда автомобилей, необходимое для демонтажа машин оборудования, а также соответствующей лицензии на обращение с отходами 2−4 классов опасности, землеотвода на площадку.
Олег Власов:
— Министерством промышленности и торговли РТ проведена предварительная подготовительная работа с автодилерами, предприятиями-разборщиками, представителями Управления Ростехнадзора по РТ, МВД по РТ, УГИБДД МВД по РТ по организации проведения эксперимента. Приказом министра утвержден план мероприятий по организации в Республике Татарстан пилотного проекта по утилизации старых автотранспортных средств. Представители министерства посетили предприятия, изъявившие желание быть разборщиками старых АТС (ОАО «Соллерс-Набережные Челны», ООО «Булгар-АвтоВАЗ», МУП «Экоресурс», ООО «ПО Татвторчермет»). Проверки показали хорошую готовность предприятий, заявивших себя в качестве утилизаторов.
На ОАО «Соллерс-Набережные Челны» заниматься подготовкой к реализации проекта начали в конце 2009 года. Сейчас компания полностью готова выступить в проекте как утилизатор.
Оксана Матюшина, главный инженер ОАО «Соллерс-Набережные Челны»:
— У нас есть лицензия на работу с отходами, имеем договора с предприятиями, которые перерабатывают отходы, образующиеся в результате разбора автомобилей. Также мы оборудовали площадку, подъемники, шиномонтажное устройства и персонал, обученный работе с отходами. Технология разборки автомобилей разработана. На утилизаторах, участвующих в проекте, лежит большая ответственность.
Мы несем ответственность за то, что принимаем полнокомплектные автомобили, за то, что все отходы, которые мы примем, будут размещены в соответствии с требованиями. Также на нас лежит ответственность за то, что детали, демонтированные с утилизированного автомобиля, не будут пущены во вторичный оборот.
Компании-утилизаторы будут принимать автомобили весом не более 3,5 тонны. Последний автовладелец должен быть собственником автомобиля не менее одного года. На пункт утилизации автомобиль примут только после того, как будет снят с учета в ГИБДД. Сейчас ОАО «Соллерс-Набережные Челны» в одну смену может переработать около 20 автомобилей. Количество смен будет зависеть от потока клиентов.
Оксана Матюшина:
— При общении с потенциальными клиентами мы будем заранее обращаться к дилеру и выбирать машину, которую клиент хочет купить. Так, вся процедура покупки нового автомобиля займет не более 1−2 дней.
ООО «КАН-авто» тоже заявляют, что готовы к проведению эксперимента по утилизации старых авто. Компания имеет развитую инфраструктуру внутри своего предприятия: есть места для сбора автомобилей, которые принадлежат утилизации, пункт ГИБДД, где можно снять авто с техосмотра, создан центр утилизации.
Сергей Чернов, заместитель генерального директора ООО «КАН-авто»:
— Прежде, чем утилизировать автомобиль советуем созвониться с дилерским центром, чтобы выяснить первоначально возникающие вопросы. Например, вопрос, какой автомобиль хотят сдать в утиль. К этому автомобилю у владельца обязательно должны быть документы: ПТС, ИНН и паспорт. За каждым клиентом закрепляется менеджер п о утилизации. Он ведет дело от начала до конца. Я думаю, что машин хватит на всех. Сейчас у нас около 2 тыс. автомобилей, каждый день получаем от 50 до 80 машин.
Получив сертификат на 50 тыс. рублей, гражданин может потратить его, купив машину на наличные деньги или в кредит. В отношении последнего вида оплаты стоит отметить, что полностью готов к работе с клиентами только один банк — ВТБ24. Остальные банки, с которыми работает ООО «КАН-авто», на внутренних совещаниях решили разработать более льготную схему по кредитованию. Схема касается увеличения возраста клиента, которому могут выдать кредит. Также банки прорабатывают схему, когда владельцем автомобиля является пожилой человек. Тогда плательщиком кредита будут являться его дети или внуки.











Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: