На конец 2005 года земельный фонд РТ, составляющий 6 874,8 тыс. га, имел следующую структуру:
- земли, отведенные под сельское хозяйство — 4 662,7 тыс. га (68,7\%),
- лесное хозяйство — 1 242,4 тыс. га (18,3\%),
- водное хозяйство — 438,7 тыс. га (6,5\%),
- поселенческие земли — 435,5 тыс. га (5\%),
- промышленные — 79,9 тыс. га (1,2\%),
- особо охраняемые земли — 13,1 тыс. га (0,2\%),
- запас — 2,5 тыс. га (0,1\%).
Все поступления платежей за землю в разные уровни бюджетов по Казани и РТ составили 4 007,54 млн. рублей. В том числе земельный налог — 2 572,12 млн. рублей, арендная плата — 814,4 млн. рублей, средства от продажи земель — 621,02 млн.рублей.
Всего в 2005 году с землей совершено 11 747 сделок, в которых участвовали 13 704,82 га. Такие цифры были озвучены на итоговом совещании территориальных подразделений служб, ответственных за учет, оценку и регистрацию земель и объектов недвижимости.
Ключевая проблема, которую и собрались обсудить все кадастровые службы республики — разработка и внедрение автоматизированной системы кадастра объектов недвижимости. Дело в том, что Татарстан вошел в число тех регионов, которые будут отрабатывать данный пилотный проект. Этот смелый и ответственный шаг, как охарактеризовал его премьер-министр РТ Рустам Минниханов, требует серьезных коррективов в работе и взаимодействии органов регистрации объектов недвижимости.
Как заявил руководитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ Азат Зяббаров, российское правительство утвердило подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости на 2006−2011 годы» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002−2007 годы». Создание данной автоматизированной системы позволит свести в единой базе данных все объекты недвижимости РФ. В рамках реализации подпрограммы РТ получит 810 млн. рублей.
Для реализации этой цели органы Роснедвижимости по РТ уже поставили перед собой ряд приоритетных направлений. Во-первых, создание инфраструктуры для служб кадастровой недвижимости. Так, для обновления картографических материалов в 2005 году проведена аэрофотосъемка 6 тыс. га земель, а в 2006-м планируется отснять 2 млн. га. И это будет только 1 этап работы.
Во-вторых, необходимо перевести в электронный вид всю кадастровую документацию республики. На сегодняшний день лишь 68\% документов имеют электронные копии.
Наконец, требуется создание эффективной государственной системы кадастрового учета объектов недвижимости. Эта задача, пожалуй, наиболее трудная, поскольку требует выстраивания отношений всех служб и ведомств, имеющих отношение к земле и недвижимости. Именно непроработанное взаимодействие всех участвующих в процессе служб — причина того, что граждане годами не могут оформить в собственность участок, строение, на месяцы затягивается оформление сделок. Из ведомства в ведомство кочуют «сырые» материалы, выходит срок действия справок, граждане сами обивают пороги кабинетов, где не получают необходимой помощи.
Необходимость реформирования системы служб кадастрового учета очевидна для Рустама Минниханова:
— Изменений в этой сфере не было давно. Но мы живем уже в новом государстве. Беспрепятственный оборот недвижимости — залог инвестиционной привлекательности территории.
Крайне медленно идет процесс межевания земель РТ, который должен завершиться в первом полугодии 2006 года. Всего отмежевано 2 млн. 790 тыс. га, из них, по данным Минземимущества РТ, в государственный реестр внесены 600 тыс. га. Виновато пресловутое взаимодействие служб. Но взимать налоги с неотмежеванных участков неправомочно, отмечал Ринат Хайров, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по РТ. И дальнейшие задержки не позволят сформировать бюджеты поселений и эффективно реализовывать реформу местного самоуправления.
Общий стиль выступлений руководителей служб был примерно одинаков — у нас работа идет, сделано вот столько, а проблемы начинаются после получения нами данных из других организаций. Например, Елена Кащеева, руководитель РГУП БТИ, получившая больше всего нареканий в адрес своего ведомства, парировала, что затруднения ее сотрудники испытывают из-за отсутствия правоустанавливающих документов, отложенных судебных разбирательств у клиентов, промедлений Минземимущества.
Один из выходов из сложившейся ситуации озвучил Ринат Абдуллин, председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию:
— Налицо явный монополизм в сфере учета недвижимости. Если мы не отпустим эти отношения в рыночное русло, то не получим необходимой эффективности. Требуется правовое поле, которое оговорило бы работу всех участников. Наверное, необходимо снизить цены, особенно для промышленных предприятий. И тогда сразу заработает рынок недвижимости, сократятся сроки оформления. Думаю, можно было бы провести амнистию и узаконить все то, что люди строили в прошлом веке, когда не знали еще о разрешениях.
Реформы в этой проблемной сфере необходимы, и возникновение этого проекта можно считать большой удачей. В том лишь, правда, случае, если его разрешение будет ориентировано на людей. Но пока правительство принимает мнения и предложения от самих служб кадастра, а не от их клиентов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: