Минобразнауки РФ проводило в Казани выездное совещание по вопросу регионально-национального компонента в среднем образовании, точнее о том, почему он исключен из новой редакции Федерального закона об образовании и надо ли этот компонент в закон возвратить. Впрочем, для всех, кто хоть краем уха слышал об этой проблеме, ясно, что вопрос здесь не только и не столько в собственно образовании, сколько в том, какие поколения и каких людей вырастут в обозримом будущем на просторах России. Не случайно же совещание проводилось в ведущей национальной республике страны, не случайно в нем принял участие Президент РТ Минтимер Шаймиев, председатели законодательных собраний субъектов федерации, руководители органов управления образованием республик РФ, члены профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации РФ.
О чем шум?
Напомню, вкратце, предысторию. В декабре 2007 года был принят Федеральный Закон № 309, которым вносились изменения в государственные образовательные стандарты. К чему они привели на практике? До этого учебные планы состояли из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. 75\% учебного времени отводилось на федеральную составляющую, 15\% — на региональную и 10\% — на школьную. Это позволяло в национальных республиках изучать родной язык, историю, географию родных мест, и более узко — историю своего города, фольклор. Как распорядиться временем, отведенным на региональный компонент, решало Минобрнауки республики, подготовленные планы утверждались региональным парламентом.
Внесенные изменения изрядно «урезали» региональную и школьную часть. В Минобрнауки РТ корреспонденту «ВиД» сообщили, что в проектах трех вариантов Базисного образовательного плана РФ для начального общего образования, предложенных разработчиком — Российской академией образования, на преподавание русского языка отводится 5 часов, на чтение — 4 часа, а на родной язык и родную литературу (в Татарстане — на татарскую, в Удмуртии — на удмуртскую и так далее) — 2 часа. Об истории родного края в такой ситуации и заикаться не приходится. Мало этого, субъекты утрачивают право формировать региональный компонент — скажем, как учить татарскому языку, теперь будут решать в Москве.
Новации коснутся и национальной школы. Преподавать там по-прежнему будут на родном языке, но если прежде можно было четверть учебного времени (отведенного на регионально-школьный компонент) отдавать углубленному изучению истории и культуры, теперь такая возможность исчезнет.
Понятно, что национальная интеллигенция всполошилась, парламенты Татарстана и Башкортостана выступили с законодательными инициативами, а парламент Северной Осетии-Алании — с Обращением внести в федеральное законодательство положения, учитывающие региональные и национальные особенности в содержании образования, и роль в этом процессе субъектов Федерации. Эти инициативы поддержали Ассоциация законодательных органов ПРИФО, более 20 субъектов РФ.
Нет второсортных народов
Выступая на совещании, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подтвердил позицию, уже неоднократно высказывавшуюся им ранее: необходимо внести законодательные нормы, учитывающие национальную специфику в образовании, а заодно и гарантированное российской Конституцией участие субъектов в формировании образовательной политики.
— Изучение родного языка, культуры, — сказал Минтимер Шарипович, — фактор сохранения национально-культурной идентичности народов РФ. Это в значительной мере затрагивает интересы безопасности и стабильности нашего многонационального государства.
Президент РТ весьма критично отозвался о ФЗ № 309, фактически отменившем законодательную гарантию сохранения национальных языков.
«По существу из законодательства оказались изъяты важнейшие положения, в отсутствие которых становится практически невозможным реализация субъектами РФ их прав, предоставленных законами РФ об образовании и языках народов России», — заявил Минтимер Шаймиев и возмущенно добавил: «Кто додумался до этого? Получается, мы в федеративном государстве порождаем второсортные народы?!».
Если Госдума не примет мер, если такая образовательная политика будет продолжаться, придется обращаться в Конституционный суд, а «вопрос изменения отдельных статей Конституции РТ придется выносить на республиканский референдум», — резюмировал глава республики.
«Давайте не плескать керосин»
Представители субъектов, выступавшие на совещании, также высказались за возвращение регионально-национального компонента, мотивируя это тем, что за последние десятилетия в регионах уже сформирована образовательная политика, направленная на развитие национальной культуры и сохранение языка. Но среди участников совещания нашлись и противники такой точки зрения.
По мнению Ольги Артеменко, руководителя Центра национальных проблем, национальная школа — особая, она может вести как к консолидации, так и к конфронтации, создавая межэтническое напряжение в регионе. В ряде субъектов национальная школа, считает она, использовалась в узких политических целях отдельных групп, а национально-этническая система образования может использоваться для этнической мобилизации и автономизации.
Волнение в зале вызвали цифры из социологического исследования, которое, по словам Артеменко, проводилось московскими и татарстанскими учеными: в 82 случаях из 100 школьники РТ не позиционировали себя как граждане России.
Ведущий совещания — министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко попросил Ольгу Артеменко не политизировать проблему, «не плескать керосин», как он выразился, и говорить непосредственно о ФЗ № 309, что она в дальнейшем и сделала. Но «заход» усугубил сомнения, посещающие многих: может быть, настоящая причина всех переписываний закона об образовании не в стремлении совершенствовать стандарты, а в том, что нас просто хотят вернуть в советские времена, когда Москва контролировала каждый чих, в том числе и в просвещении?
В этом контексте уместно прозвучало предложение председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валентина Купцова о необходимости создать в РФ Министерство по делам национальностей, ведь Россия при ее национальном многообразии до сих пор живет без внятной национальной политики, что приводит, в частности, и к казусам в образовательной сфере.
По словам Андрея Фурсенко, с сентября 2009 года новые образовательные стандарты опробуют в начальной школе. До завершения апробации школы будут работать по старым стандартам. На взгляд министра, разработка основной инвариантной части стандартов должна в обязательном порядке вестись с участием представителей регионов: «Необходимо даже законодательно закрепить участие субъектов РФ в этом процессе».
Промежуточный результат
Подводя итоги дискуссии, Андрей Фурсенко заявил, что новые образовательные стандарты, переход на которые в российских школах должен начаться с 1 сентября 2009 года, следует разрабатывать и корректировать при обязательном участии регионов РФ. По словам министра, «все проблемы с национальным компонентом, которые сегодня есть, — это проблемы старых законов и в большинстве регионов этот компонент в полной степени не работает». Он подчеркнул, что «те стандарты, которые были, — плохие стандарты, качество образования падает — это ни для кого не секрет». И, добавил он, «речь не о том, что взяли вместо национального регионального стандарта ввели федеральный — у нас ни федерального, ни регионального не осталось».
А затем снова разгорелись споры — уже по проекту резолюции совещания. Более того, А. Фурсенко вообще выступил против принятия такого документа, подчеркивая, что прошедшее совещание — не итог большой работы, а лишь ее начало, но в итоге не устоял перед напором большинства, отметив, что согласен не со всеми формулировками резолюции.
В резолюции же говорится о необходимости внесения изменений в закон РФ «Об образовании», предусматривающих гарантии конституционных прав граждан на получение среднего общего образования на родном языке, а также обеспечение учета национальных и региональных особенностей субъектов РФ в требованиях к структуре и результатам освоения основных образовательных программ. Кроме того, речь идет и о предоставлении полномочий субъектам РФ по разработке региональных базисных учебных планов, а также по предметам, содержащим этнокультурные особенности конкретного региона, и о возможности итоговой аттестации на родном языке выпускников национальных школ, в том числе в форме ЕГЭ.
Не меньше 40\% экспертов в составах экспертных советов по разработке базисных учебных планов, программ и учебно-методических комплектов должно быть из регионов, говорится в документе.
Против принятия резолюции проголосовал лишь один участник совещания.
По мнению Председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, принятая резолюция аккумулирует позиции представителей всех национальных республик страны: «Это не ультимативный документ, а программа дальнейшей работы».
Разумеется, этот документ не носит императивного характера, — его значение в том, что здесь сформулирована позиция всех национальных республик РФ, а это даст возможность продолжить борьбу за поправки в ФЗ № 309. Судя по позиции руководителя Минобрнауки РФ и подведомственных ему институтов, рассчитывать на то, что они легко сдадут свои позиции в этом вопросе, не стоит. Так что Андрей Александрович, утверждая, что вчерашнее совещание — только начало, знал, что говорит.
Впрочем, знает, наверное, о чем говорит, и председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, сообщивший, что Комитет рассмотрит законопроекты о сохранении национального компонента в новом поколении стандартов исходя из необходимости обеспечить единство образовательного пространства РФ, но с учетом национальных и национально-региональных особенностей субъектов РФ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: