Напомним, что законопроект о такси принимается в Татарстане в рамках федерального закона № 69. Исходя из этого документа, в каждом регионе России необходимо будет создать уполномоченный орган, ответственный за выдачу лицензий на таксомоторные перевозки. В дальнейшем таксистов, работающих без лицензии, станут штрафовать. Впрочем, сам федеральный закон вступит в силу с 1 января 2012 года. К этому времени регионы должны разработать свои документы о пассажирских перевозках.
В Казани проект закона депутатам Госсовета РТ представил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов. Исходя из законопроекта, разрешение на оказание таксомоторных перевозок будет выдавать уполномоченный орган городов и муниципальных районов. Среди требований, предъявляемых к легковым такси: автомобили должны иметь единый цвет кузова и «шашечки», опознавательный фонарь на крыше оранжевого цвета, таксометр в салоне, обязательно левостороннее рулевое управление. Такси будет проходить государственный техосмотр каждые шесть месяцев. Водитель должен иметь стаж не менее трех лет, ни с чем не совмещать работу в такси.
Во время первого чтения законопроект вызвал много вопросов, поэтому было решено рассмотреть его повторно. Также минтранс планирует провести круглый стол для представителей рынка таксомоторных перевозок и авторов документа, в рамках которого они обсудят спорные вопросы.
Между тем, по словам пресс-секретаря министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Кирилла Шевчука, наиболее крупные таксомоторные перевозчики уже начали покупать новые автомобили, среди них такие игроки, как «Мотор-сервис», «Везет», «БФМ-такси», «Татарстан». Компании также активно включаются в обсуждение законопроекта. При этом речь идет не о карманных компаниях, а о фирмах, которые дают работу большому количеству водителей.
Авторы законопроекта не исключают, что и при ужесточении мер по контролю за такси, «бомбилы» не исчезнут, но документ необходим и для того, чтобы ездить в такси было безопасно и чтобы машины стали узнаваемы. В ходе проведенного на сайте минтранса опроса выяснилось, что большинство граждан хотели бы, чтобы такси стало одного цвета и с шашечками.
Кирилл Шевчук:
— Авторы законопроекта ратовали за белый цвет и вынесли предложение сделать его основным, хотя Госавтоинспекция РТ высказывалась за желтую расцветку. Минтранс предлагает остановиться на белой машине с желтой полосой на боку и с шашечками. Также пока не ясно, какой таксометр использовать в машине. Много вопросов по этому поводу возникает у тех таксистов, которые уже пользуются таксометрами.
Сейчас министерство собирает информацию о ДТП, происходящих по вине таксистов. Понятно, что большинство из них происходит из-за неисправности автомобиля или усталости водителя, как в недавнем случае со столкновением пассажирского автобуса с «КАМАЗом» в Пестречинском районе. К тому же никто не признается, что занимается таксомоторной деятельностью, если он «бомбила». Если паламентарии будут быстро работать над законопроектом, то к ноябрю 2011 года закон о такси в Татарстане вступит в силу.
По словам пресс-секретаря, большинство таксистов сейчас получают статус индивидуальных предпринимателей, поскольку никто не хочет иметь неприятностей с законом в будущем. Компании готовы приобретать автомобили, покупать их в лизинг. Чтобы сэкономить на покраске автомобилей, игроки могут нанести на машину пленку.
Авторы законопроекта также предложили ввести единую тарификацию, однако таксомоторные компании скептически подошли к этому вопросу. Хотя крупные игроки рынка такси признались, что работают примерно в одинаковом ценовом диапазоне. Впрочем, стоимость проезда, скорее всего, повыситься из-за роста цен на бензин. Сейчас стоимость проезда на 60−70% состоит из цены на топливо. Отметим, что уполномоченный орган, контролирующий деятельность таксистов, будет находиться при министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. Исходя из опыта соседних регионов, которые уже организовали такую службу, штат будет состоять от 10 до 20 человек.
В свою очередь игроки рынка таксомоторных перевозок Деловому порталу TatCenter.ru признались, что принимали активное участие в обсуждении законопроекта о такси. Они также готовы при необходимости приобрести новые автомобили. Директор такси «Мотор-сервис» Рафиль З ималиев считает, что после принятия закона будет переходный период. Возможно, на рынок придут новые игроки и уйдут старые. По словам Дениса Безверхова, директора такси «Везет», до тех пор, пока не озвучено, какого именно цвета будут машины, покупать транспорт преждевременно.
Денис Безверхов:
— Я понимаю, что в преддверии Универсиады мэрия Казани хочет сделать автомобили перевозчиков одного вида, так что закручивать гайки в Татарстане будут. Однако прежде чем делать какие-то выводы, надо дождаться второго и третьего чтения законопроекта о такси. Конечно, рынок надо регулировать, но не топором, а иголкой и ниткой. В целом я считаю, что законопроект сырой, там есть противоречащие друг другу пункты, которые надо прорабатывать. Среди наших клиентов есть и недовольные грядущими изменениями, и ожидающие их. В любом случае все понимают, что цена на такси после принятия закона вырастет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: