Для начала надо пояснить, что мусор, оставленный после разбора жилого дома и мусор, получившийся в результате строительства нового, — это «две большие разницы». И отвечают за их утилизацию разные ведомства.
Ответственность за сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» возложена на органы местного самоуправления. Контроль за соблюдением экологических требований на объектах строительства осуществляет Инспекция государственного строительного надзора РТ.
В статье 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Здесь же указываются планируемые работы, при которых образуются строительные отходы, объем и вид образующихся при этом отходов, порядок утилизации и переработки строительных отходов. На основании этих данных, в смете предусматриваются затраты на вывоз отходов.
Рамиль Вильданов, заместитель начальника Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан:
— Финансовые расходы по вывозу и утилизации строительных отходов ложатся на плечи заказчика. Те организации, которые занимаются строительством домов, имеют в проектной документации раздел по утилизации и обезвреживании будущих отходов. Этот проект проходит государственную экспертизу.
Но самый «больной» для нас вопрос — это ремонт зданий и его последствия. Компания, занимающаяся ремонтом и реконструкцией, разрабатывает техническую документацию, в которой определяются объемы отходов. Эти данные идут в смету. И далее подрядная организация заключает договор с теми, кто будет вывозить отходы.
Отходы, образованные на строительных площадках, строительные компании на места захоронений и утилизации могут доставлять самостоятельно либо воспользоваться услугами занимающихся вывозом компаний.
Сказать наверняка, сколько в Казани компаний занимается этим бизнесом, специалисты-экологи затрудняются. А вот официальное место утилизации строительных отходов в городе одно — Бобылевский овраг, расположенный на окраине Авиастроительного района. Здесь реализуются одновременно две задачи: утилизация сторойотходов и рекультивация оврага. К сожалению, руководство ЗАО «Возрождение» не нашло времени рассказать нам о том, кто и как часто привозит сюда стройотходы. И почему нам не разрешили посетить «овраг», остается только догадываться…
А вот о том, как контролируются экологические требования на объектах строительства, рассказали в Инспекции государственного строительного надзора РТ.
Кирилл Козырев, старший специалист отдела по пожарной, санитарной, эпидемиологической и экологической безопасности Инспекции государственного строительного надзора РТ:
— В целом, судьба строительных отходов зависит от их класса опасности. 1 класс — ртутные лампы, 2 — свинец, кислотосодержащие аккумуляторы и масла — 3 класс опасности, они должны быть обезврежены и ликвидированы. 4−5 класс опасности допускается для размещения на полигонах твердых бытовых отходов либо эти отходы могут быть использованы для планирования территорий строительных площадок при наличии согласованного техрегламента.
Например, завод, перерабатывающий строительные отходы, расположенный в п. Салмачи, делает из него щебень, который идет на строительство дорог, обустройство территорий.
Могут отходы использоваться как инертный слой для пересыпки ТБО, в частности на полигонах ТБО. Почему, кстати, на полигоне Самосырово происходили возгорания? Потому что слои отходов не были пересыпаны должным образом и бытовые отходы начинали тлеть.
В Казани в 2006 году были утверждены «Правила благоустройства города Казани», которые регулируют проведение строительства и в части вывоза мусора. Согласно правилам, организация, выполняющая строительные и ремонтные работы заключает договор с предприятием, вывозящим мусор, к договору прикладывается график вывоза.
Уборка мусора оформляется специальными талонами, в путевом листе указывается адрес доставки строительного мусора.
Рамиль Вильданов:
— Допустим, я провожу демонтаж здания, у меня образуются отходы. Я заключил договор с компанией, которая будет их вывозить. В назначенное время представители этой компании подъезжают, загружаем мусор, оформляем талоны. Все. На этом мои контролирующие функции заканчиваются. Я уже не знаю дальнейшую судьбу своих отходов. И меня, по большому счету, это не касается.
Для того, чтобы контроль за движением отходов не терялся, строительной организации необходимо было бы иметь копию договора, заключенного между организацией, вывозящей мусор, и организацией его перерабатывающей и утилизирующей. Эта организация должна иметь лицензию, разрешающую утилизировать и обезвреживать отходы. В этом случае полностью бы прослеживалась цепочка вывоза и уничтожение отходов со строительной площадки. К сожалению, в правилах благоустройства это не прописано.
Поскольку захоронение отходов в Татарстане платное, компания, взявшая на себя обязательства по вывозу мусора, в целях экономии может от них избавиться незаконным способом. Так вот и образуются кучи в оврагах, лесных массивах: деньги за вывоз взял, а на захоронении сэкономил.
Незаконное размещение строительных отходов (на грунтовой поверхности, без применения контейнеров для сбора отходов) является нарушением абз. 1, 2, 3 п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, п. 3 ст. 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ; п.п. 3.6, 3.7СанПиН
Сжигание строительных отходов является нарушением ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Кирилл Козырев:
— Отходы, образующиеся при строительстве, в зависимости от класса опасности должны временно размещаться на открытых площадках, в контейнерах, установленных на оборудованных площадках имеющих водонепроницаемое покрытие или в подсобных помещениях до момента передачи организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Во время последних проверок подобные нарушения были выявлены у заказчика ООО «Стройград» при возведении 7−9-этажного жилого дома со встроенной автостоянкой, ООО «Фортэкс» на строительстве «Универсального спортивного комплекса» на Высокой Горе. В Казани при строительстве многоэтажного гаража нарушения были допущены подрядчиком ООО «ГСК «Юлдаш-2».
Согласно ст. 8.2 Кодекса об административной ответственности РФ, нарушителям грозят штрафы: для юридических лиц — от 30 до 100 тыс. рублей; должностным лицам — от 5 до 10 тысяч рублей. Таким образом, ООО «Фортэкс» оштрафовано на 57 тысяч, «Юлдаш-2» — на 35 тысяч рублей, ООО «Стройград» — на 60 тысяч рублей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: