Строители ждут изменений в Градостроительном кодексе, которые сделали бы возможным точное определение смет и позволили бы проконтролировать расход средств при бюджетном финансировании. В Казани на семинаре по ценообразованию в строительстве специалисты признались, что законодательство сейчас работает «против» эффективности.
Из-за того, что ценообразование в строительстве не регулируется государством, реальную стоимость объекта не могут определить не только контролирующие органы, такие как Счетная палата, но и государственная экспертиза, говорит руководитель службы экспертизы «Управления государственной экспертизы и ценообразования Татарстана по строительству и архитектуре» Тамара Сальникова.
По словам эксперта, в таких условиях бизнес ведет себя просто «бессовестно». А властям при строительстве «приходиться все время придумывать какие-то конструкции». И «случись что», все субъекты таких взаимоотношений могут оказаться у прокурора, в следственном комитете, предупреждает она.
«Это юридически очень незащищенный вид отношений. Все преобразования в строительном регулировании можно охарактеризовать одной фразой: затыкая одну «дыру», образуем «яму» в другом месте.
Не получается у нас стройной системы, потому что государство, все равно, остается главным собственником и главным игроком на строительном рынке. Оно и главный инвестор, и главный заказчик", — рассказывает Тамара Сальникова.
Невозможность получить справедливую цену по смете заложена в законодательных актах, и особенно это относится к стройкам с бюджетным финансированием, когда государственные траты сложно зафиксировать в соответствии с Градостроительным кодексом.
Про то, что «нужно что-то менять» говорит и аудитор Счетной палаты РТ Азат Валеев. По его словам, необходим строительный регламент, потому что сейчас даже Счетная палата не может определить финансовый центр при проведении проверки той или иной стройки.
«На сегодняшний день даже мы, органы контроля, не можем констатировать реальную стоимость объекта. Есть генподрядчик, есть субподрядчик, есть субсубподрядчик, и иногда денежные потоки спускаются до «пятого колена».
И мы, как контролирующий орган, в отдельных случаях вынуждены констатировать нарушения, которые обусловлены несовершенством вопросов формирования сметной цены", — признает он.
Следить за затратами, особенно при бюджетных стройках сложно еще и потому, что нет структуры, которая была бы обязана мониторить фактические затраты в сравнении со сметными ценами. Палата предлагает проводить такой мониторинг, потому что сейчас он проводится только на добровольной основе.
А цены, в сравнении со сметными, увеличиваются. Помимо объективных причин, связанных с удорожаем материалов, Азат Валеев называет и завышенные стартовые закупочные цены, за которыми тоже «никто не следит». По словам Валеева, стоимость линолеума в республике ниже на 30%, раствора цемента — на 24%. Но есть и материалы, цены на которые превышают среднерыночные по региону.
В части работ по линии «Татдортранса» и министерства транспорта и дорожного хозяйства, в ряде случаев установлено, что при определении цен на материалы, которые используются в дорожных работах, значения, близкие к самым высоким показателям, не были отброшены, в результате сметная цена превышает среднерыночную на 5−7%.
По стоимости эксплуатации строительных машин предложение в Татарстане более чем на 30% превышает соседние регионы. При этом зарплата строителям в республике, которая формируется на стадии создания сметы, на порядок отстает от средней зарплаты — это 19 800 руб., одно из самых низких значений.
Как говорит Азат Валеев, проконтролировать расходы можно через системы электронных закупок и мониторинга, о которых говорил еще президент РТ Рустам Минниханов. Аудитор полагает, что перекосы должны быть значительно снижены, так как в Татарстане появился инженерно-технический центр, который регулирует процесс ценообразования [ГАУ «УГЭЦ РТ», в состав которой входит Региональный центр ценообразования в строительстве, занимающийся ценообразованием в отрасли].
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: