«Неудовлетворительное состояние сырьевой базы нефтегазового комплекса — прирост запасов нефти не восполняет уровень добычи. Нефтяные компании и „Газпром“ проводят геологоразведочные работы в новых регионах и на шельфах морей в явно недостаточном объеме, а недостаточное развитие сырьевой базы может стать препятствием для роста добычи нефти и газа», — считают в МЭРТ.
Министерство отмечает ухудшающуюся структуру разведанных запасов — к 2010 г. доля высокопродуктивных запасов в общем их объеме, числящемся на государственном балансе, может снизиться до 30\%, что напрямую угрожает энергетической безопасности страны.
В докладе говорится, что дефицит мощностей по экспорту нефти (прежде всего трубопроводных) и сверхконцентрация российского экспорта на европейском рынке значительно завышают транспортные издержки российских компаний (почти вдвое по сравнению с экспортом по нефтепроводам) и увеличивают неустойчивость российского экспорта в случае резкого снижения нефтяных цен.
«Чрезмерная зависимость российского экспорта от европейского рынка ведет к потере до $ 5−8 млрд в год на ценовых скидках. Кроме того, медленный рост европейского рынка и усиление экологических ограничений по экспорту (через Балтийское море и „проливы“), а также ставка энергетической политики ЕС на диверсификацию источников поставок нефти и газа, могут привести к стагнации российского экспорта в этом направлении», — отмечается в докладе.
В МЭРТ называют стратегическими направлениями решения существующих проблем формирование новой стратегии нефтяного экспорта путем поиска рынков сбыта нефти, альтернативных европейскому (восточное и северное направление), через строительство новой инфраструктуры, формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа на востоке страны, потенциально ориентированных на поставки энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кроме того, для решения существующих проблем необходимо развитие производства сжиженного газа, ориентированного на экспорт в Японию, США и другие страны, а также совершенствование системы недропользования в целях интенсификации геологоразведочных работ, ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечение действенного контроля над эффективной разработкой месторождений, отмечают в МЭРТ.
Чувствительность российской экономики к росту нефтяных цен, особенно сверх уровня 30−32/барр., в средне- и долгосрочной перспективе будет ослабевать. При этом риски резкого торможения роста при снижении цен до уровня, не обеспечивающего рентабельность экспорта по железной дороге и морем, по-прежнему велики — как минимум до 2010 г.
В материалах отмечается, что если мировые цены на нефть марки Urals будут устойчиво держаться на уровне $ 35/барр. (т.е. на уровне 2004 г.), то это может увеличить темпы роста экономики в базовом сценарии на 0,5\% пункта в год (до 5,2\%) в период 2005—2006 гг. и на 0,2−0,3\% (4,4−4,5\%) в 2010—2015 гг. Таким образом, рост ВВП в базовом сценарии повышается с 60\% до 69\% за период 2005—2015 гг. Во втором и третьем сценариях относительный вклад повышения нефтяных цен в увеличение темпа роста экономики в ближайшие годы не превышает 0,3\%, что отражает более активную роль других факторов развития. При высокой нефтяной конъюнктуре рост ВВП может повыситься в этих сценариях со 101\% до 104\% за период 2005—2015 гг. Снижение нефтяных цен до уровня $ 26−28/барр. может понизить темпы роста экономики в базовом варианте до 3,5−4\% в год из-за угрозы сокращения нерентабельной добычи и экспорта нефти и пересмотра инвестиционных планов в сторону понижения.
МЭРТ прогнозирует рост добычи нефти в России к 2015 г. до 555 млн тонн при условии интенсивной разработки месторождений. «Прогнозируется рост добычи нефти до 555 млн тонн к 2015 г. при условии интенсивной разработки месторождений, в том числе Тимано-Печорского бассейна и освоения ресурсов Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия)», — говорится в опубликованном во вторник на сайте министерства проекте среднесрочной программы социально-экономического развития страны.
Программа предусматривает меры по развитию нефтепроводного транспорта и расширение поставок нефти на экспорт по железной дороге в страны азиатско-тихоокеанского региона.
«При подтверждении необходимых запасов нефти и требуемого уровня окупаемости проекта в этот период начнется реализация трубопроводного проекта транспорта нефти в направлении Находки пропускной способностью до 80 млн тонн нефти в год с ответвлением в Китай», — отмечается документе. В среднесрочный период планируется также начать строительство нефтепровода из Западной Сибири на побережье Баренцева моря (в район Мурманска или порт Индига) с объемами транспортировки 50−70 млн тонн нефти в год. «Это позволит сформировать новый экспортный канал на европейский рынок и рынок США, снизить риски экспортных поставок нефти, осуществляемых в настоящее время через турецкие проливы, а также осуществить замещение экспорта нефти железнодорожным и другими видами транспорта», — говорится в докладе.
При завершении строительства нефтепровода поставки нефти по этому направлению могут начаться после 2010 г. с ориентацией на эту трубу экспортных поставок нефти с Тимано-Печорского бассейна, Западной Сибири и части транзитных поставок казахстанской нефти по системе «Транснефть», отмечается в программе.
В зависимости от выбора трассы строительства на этот проект, по предварительным расчетам, потребуется вложение инвестиций в объеме $ 5−12 млрд.
За 2005−2015 гг., по предварительным расчетам, объем инвестиций в добычу нефти составит $ 140 млрд, а с учетом реализации транспортных проектов $ 156−163 млрд. В результате реализации перспективных проектов доля экспорта нефти трубопроводным транспортом от общего объема экспорта может возрасти с 77,5\% в 2003 г. до 94,5\% в 2015 г., считают эксперты МЭРТ.
Напомним, МЭРТ РФ в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005−2008 гг.) рассмотрел три основных сценария экономического развития: базовый, инвестиционно- и экспортно-ориентированный и инновационно-ориентированный.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: