Заслуженная артистка Татарстана
Премьера вокального шоу «Голос» состоялась на Первом канале 5 октября прошлого года. «Голос», русская адаптация голландского телепроекта The Voice of Holland, принципиально отличается от музыкальных развлекательных программ, собиравших на российском телевидении высокие рейтинги в прошлом. Это не реалити-шоу, где зрителя завлекают возможностью наблюдения за процессом кристаллизации звезды в продюсерской пробирке, не караоке-шоу, где знаменитости исполняют шлягеры и заодно театрально-цирковые номера, и уж точно не парад фриков и клоунов, в которые превращаются телеконкурсы по поиску народных талантов.
«Голос» — стопроцентно про музыку, его интрига строится вокруг вокала молодых певцов, прежде неизвестных большой аудитории. Сюжет двигают живые музыкальные номера, подготовленные на высоком для нашего телевидения уровне — аранжировки, режиссура, живое студийное исполнение
Уроженку татарского городка Зеленодольск Дину Гарипову, отправившую заявку на шоу через интернет по совету подруги, зрители «Голоса» впервые увидели на отборочном прослушивании, проходившем «вслепую». Четыре эксперта-наставника — Дима Билан, Пелагея, Леонид Агутин и Александр Градский — набирали в свои команды по дюжине учеников, сидя к конкурсантам спиной, — только за их голоса и исполнение. Градский выбрал Гарипову на последних тактах романса «А напоследок я скажу…», когда, по собственному признанию, девушка уже и не верила, что это случится.
На ходу заскочившую в последний вагон «Голоса», Гарипову провели по этапам конкурса к победе зрительские симпатии — видимо, зеленодольская певица, представлявшая отменные версии любовной лирики хоть Аллы Пугачевой, хоть Мэрайи Кэри, нашла ключ к сердцу поклонников баллад. Там, где другие участники козыряли внешностью, хореографией или экспрессией, скромная полноватая девушка просто пела, заставляя работать на всю мощь песенный материал.
Градский выбрал Гарипову на последних тактах романса «А напоследок я скажу…», когда, по собственному признанию, девушка уже и не верила, что это случится.
В финале «Голоса», определявшемся зрительским голосованием, Дина Гарипова набрала 54,1\% голосов, почти на 30 процентов обогнав «серебряного» призера Эльмиру Калимуллину — кстати, землячку, родившуюся в городе Нижнекамск. По итогам совместной работы наставник Градский назвал победительницу «Голоса» «стойким оловянным солдатиком». На следующий день, 30 декабря, Гарипова проснулась в звании заслуженной артистки Татарстана, оперативно присвоенном ей властями республики.
Пение и труд
Казалось, 21-летняя певица из Зеленодольска появилась внезапно, как Золушка на балу, и получила свою награду неожиданно — однако за плечами у Дины Гариповой 15 лет вокальной практики. В Татарстане ее хорошо знают. Во время шоу Александр Градский так отзывался о своей протеже: «Она — профессиональная певица, ничего делать не надо, все ноты на месте. У меня даже сложилось впечатление, что я с ней работал, хотя это не так». При этом Дина — единственная из 48 участников «Голоса» абсолютная любительница, не закончившая музыкальной школы. Ездила поступать в ГИТИС — получила весьма нелестные отзывы. Ее вокальная школа и университет — народный театр песни «Золотой микрофон», который существует в стотысячном Зеленодольске при местном дворце культуры «Родина». Родители, медики из Казани, отвели ее туда, когда ей было около пяти с половиной лет.
Отстроенный в 1944 году ДК «Родина» — три внушительных этажа, старорежимные залы, мраморные лестницы, лепнина на потолках и хрустальные люстры — один из центров культуры татарского городка, который, с одной стороны, самодостаточен (основные предприятия — завод имени Серго, выпускающий холодильники POZIS, и судостроительный завод имени Горького), с другой — привязан к большой Казани, до которой добираться два часа. «Зеленый», как называют его местные жители, провинциально очарователен. Хрущевки и сталинки соседствуют с массивным частным сектором, раздолбанные дороги — с аккуратными дорожками вокруг пруда. Между центром и новостроечным микрорайоном Мирный — лес. Недавно открыли кинотеатр, где показывают «Муви 43» и «Жизнь Пи».
«Родиной» и «Золотым микрофоном», образованным в 1996-м, руководит выпускница казанского пединститута, заслуженный работник культуры республики Елена Антонова. Энергичная женщина, как любая заботливая мама, ничего не жалеет для театра, своего любимого детища. Она — одна из сотен энтузиастов, незаметно для большого мира растящих в провинциальных ДК профессиональных певцов, которые чаще всего остаются невостребованными. Наконец одна из них прорубила окно в большой шоу-бизнес.
«В „Голосе“ мы ошиблись в хорошем смысле слова: там все было по-честному. С Динулькой случилась история Золушки».
Антонова учит детей по вокальной методике известного американского преподавателя Сета Риггса, у которого брали уроки Стиви Уандер, Майкл Джексон, Мадонна и многие другие. Благодаря этой технике ученики могут снять диапазонные преграды, существующие в академическом вокале, и петь в любой тесситуре. «Появляется удивительная окраска тембра, в котором есть и грудное звучание, и грудной резонатор, и горловое пение, — объясняет Антонова. — Мальчики могут петь сопрано. А девочки — басом. По этой методике Диночка и победила».
Елена Антонова, восхищающаяся американскими традициями пения и «негритянскими руладами», освоила методику Риггса по собственной инициативе и за свой счет: разыскивала видео- и аудиокурсы, посещала мастер-классы на конкурсах, встречалась с педагогами. «Я добавила к технике Риггса свой опыт работы с детьми. Голая методика — это отлично, но у нас тут своя природа, свои традиции».
С каждым ребенком в «Микрофоне» проводятся индивидуальные занятия по полтора часа. Изучаются актерское мастерство и хореография. Каждая песня не просто исполняется, а обсуждается с точки зрения месседжа и образа. Поют и хором, на семь-восемь голосов («Диночке это очень помогает, она в любой песне может найти второй-третий голос»). Сейчас в театре ставят мюзиклы: «Красавица и чудовище», «Ромео и Джульетта» и «Рапунцель». Благодаря энергичности Елены Антоновой юные актеры «Микрофона» регулярно принимают участие в вокальных конкурсах — не только России, но и Европы. Поэтому Дина Гарипова к моменту появления на «Голосе» была конкурсанткой с большим опытом: она становилась лауреатом в Иванове, Эстонии и на международном конкурсе вокального искусства «Осенний марафон» во Франции. «Голос» и был более всего похож на вокальный конкурс, пусть и дорого снятый, срежиссированный по правилам телебитв и поданный с пафосом Первого канала. Песенный репертуар телешоу Гариповой был хорошо знаком — скажем, балладу «When You Believe», в которой она раскрылась так, как, по словам Градского, «никто не ожидал», она исполняла еще в 14 лет. Земляки Гариповой, в свою очередь, не ожидали, что она дойдет до финала и победит. «В „Голосе“ мы ошиблись — в хорошем смысле слова: там все было по-честному, — говорит Антонова. — С Динулькой случилась история Золушки».
В «Микрофоне» Дина пела около 12 лет. «Она осталась с нами, даже когда поступила на факультет журналистики КГУ, — говорит Антонова. — А потом ей захотелось уйти в свободное плавание. У нее появился продюсер — Роман Оболенский. И мы ее отпустили».
Кроме бешеной попсы
В Татарстане артист становится востребованным, если поет по-татарски. Местные эстрадные певцы, исполняющие либо попс с баяном, либо танцевальные боевики, раскатывают по деревням и районным центрам, кормятся со сборных концертов и как-то выживают. Дина Гарипова пробовала себя в этой роли. На фестивале «Созвездие» ее приметил Габдельфат Сафин, крупная татарская эстрадная звезда. Позвал вместе с собой на гастроли — она год выступала с совместными концертами, в том числе и в Москве, — пела и соло, и на подпевках. При этом Дина не хотела быть исключительно татарской певицей, хотя ей предлагали контракты местные компании. Она хотела работать в масштабе России.
«Эти концерты выработали у Дины стрессоустойчивость. Дай ей самый плохой микрофон, жуткий звук и свет — она все равно споет прекрасно».
Надеяться на то, что ее мечты сбудутся, ей позволяла универсальность. «Она многогранный артист. Может работать везде, кроме бешеной попсы», — говорит ее первая наставница. Гариповой интересны разные жанры: она пробовала себя в рок-группах The Munch и El Ray; ее можно было услышать и в Казанской филармонии, и на фестивале Kremlin LIVE с симфоническим оркестром «Романтика». Репертуар у нее сложился многоязычный — на русском, татарском, английском и французском. Дина сочиняла и записывала и свои песни, в частности неофициальный гимн родного города «Мой Зеленодольск».
Параллельно она училась на журналиста, печаталась в зеленодольской прессе, готовила отчеты по результатам своих поездок. Сейчас эти навыки помогают ей в общении с журналистами. На факультете Гарипова не распространялась о своей певческой карьере. Впрочем, приняла участие в конкурсе «Студенческая весна», жюри которого посчитало, что она выступала «под плюс», поскольку так здорово и чисто живьем спеть песню невозможно.
Дина Гарипова занялась карьерой ответственно, под патронажем казанской рекламно-продюсерской студииGreen Art и ее директора Романа Оболенского. Он услышал Дину в зеленодольском ДК, когда той еще не исполнилось 16. «Интуиция сработала — я подумал, что с ней будет интересно поработать. Я подошел к руководителю, сказал, что хотел бы привлекать Дину на концерты, в программы в развлекательных заведениях, — рассказывает Оболенский. — Когда она ушла из театра, мы начали работать над ее сольной карьерой. Она сама выбирала, какие песни петь и в каких концертах участвовать». Вместе они подготовили два ее сольных концерта, первый прошел весной 2010-го, второй — через два года. Оба прошли с аншлагами. Гарипова режиссировала номера, подбирала музыкантов, танцоров. Помимо этого она выступала, например, в двух местных клубах, на корпоративах в Зеленодольске и Казани. Оболенский считает, что именно эта богатая провинциальная практика принесла Гариповой победу: «Чего только у нас не происходило на региональном уровне! Думаю, эти концерты выработали у Дины стрессоустойчивость. Дай ей самый плохой микрофон, жуткий звук и свет — она все равно споет прекрасно».
Работа строилась на свободном общении, без договоров и обязательств — с предложением можно было выйти и на саму Дину, и на Оболенского. Сейчас Роман, который не хочет называть себя ни продюсером, ни директором Гариповой, спокойно отпускает певицу в большой шоу-бизнес — мол, ей нужен серьезный ресурс, который вытащит ее на российский уровень. Этим ресурсом должна стать компания Universal, подписавшая с победительницей «Голоса» контракт.
Условия контракта пока остаются тайной. Известно, что Гарипова хочет записать дебютный альбом из разного материала, включая треки на татарском. Говорят, что ее видят как участницу «Евровидения-2013» от России. Пока Дина сдает зимнюю сессию на журфаке, собирается переезжать в Москву и написать книгу (или хотя бы большую статью) о своем телеопыте.
Есть ли у молодой певицы амбиции стать новой Пугачевой или русской Мэрайей Кэри?
Сказка о стойкой оловянной Золушке уже показана в эфире, а вот история успеха певицы Дины Гариповой еще пока под вопросом. Певица из Зеленодольска показала себя мастером исполнения кавер-версий и баллад и на Западе точно заняла бы нишу певиц для взрослой аудитории — а-ля «поющая домохозяйка» Сьюзан Бойл. Но в России работают в первую очередь оригинальные композиции. Найдутся ли у нас композиторы, которые смогут писать для Гариповой не «бешеную попсу» и на которых решатся поставить боссы Universal? Подойдут ли их песни Гариповой? На волне успеха «Голоса» Дину ждут аншлаговые концерты, и ее дебютный альбом может хорошо разойтись — особенно если его будут продавать в гипермаркетах. Сотни тысяч человек, отдавших ей свои SMS-голоса, ее не скоро забудут. Дине Гариповой хватило стрессоустойчивости, чтобы выдержать несколько месяцев напряженной работы в телешоу и победить, но достанет ли ей сил в 21 год брести через болото российского шоу-биза? Вообще есть ли у нее амбиции стать новой Пугачевой или русской Мэрайей Кэри?
Какие бы ответы ни последовали на эти вопросы, победа Гариповой в «Голосе» дала надежду на завтра не только ей, но и всем, кто неравнодушен к состоянию музыки и пропаганде певческого искусства в «неритмичной стране». Будем надеяться, ее история вдохновит какое-то количество молодых семей России отвести своих детей в «Золотые микрофоны». Пока директор народного театра Елена Антонова не ждет от набора на следующий год ничего хорошего: «В 90-е к нам приходили дети с уникальными голосами. В пяти-шестилетнем возрасте, как Динулька, и чуть старше. Сейчас таких уже нет. Из 450 желающих — двое одаренных. А раньше их было много. Может, потому, что молодежь сильно пьет».
Источник: colta.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: