Новости
20 Февраля 2014, 09:25

Стоит ли вести бизнес в соцсетях?

Друзья и соцсети дают предпринимателям куда больший импульс к открытию и ведению дела, нежели госструктуры. А опытные бизнесмены говорят о пользе соцсетей скептически и рекомендуют новичкам больше работать и учиться отсеивать мусор, в том числе, сетевой.

«У меня ВКонтакте 200 друзей. Почти половина из них — молодые предприниматели, ИП-шники. Многие — вполне для своего возраста успешные, и кормят себя сами. Я тут подумал, прикинул и тоже решил бизнес открыть», — таким монологом активного пользователя соцсетей удивить крайне трудно.

По данным исследования Web Index TNS Россия, в декабре 2013 г. в ТОП-10 российских интернет-проектов уверенно вошли Vk.com (посещаемость проекта за месяц составила 51,2 млн человек), Odnoklassniki.ru (41,4 млн) и Facebook.com (25,4 млн).

Очевидно, что основная аудитория «скрыта» ВКонтакте — возможности сети позволяют не только создавать свою страницу и общаться с друзьями, но и открывать группы, создавать мероприятия, приглашать в них друзей и, конечно, продвигать в массы товары и услуги собственного бизнеса. Это малозатратный (а порой и вовсе бесплатный) канал продвижения. Не удивительно, что его так активно используют молодые предприниматели.

Чужие успехи вдохновляют и не дают спать по ночам. Стартапы, коучинги, новости, мотиваторы, бизнес-цитаты и многочисленные истории успеха… — мгновенно разлетаются по страницам и умам пользователей.

И вот уже российские исследователи признают, что друзья и контакты в соцсетях формируют «индивидуальный социальный капитал» молодежи и оказывают стартаперам куда большую помощь в развитии бизнеса, нежели госструктуры или даже члены семьи.

Теория

Социальный капитал
— один из важнейших факторов, способствующих экономическому прогрессу. Он образуется из желания людей проявлять инициативу, думать, прикладывать усилия, а также договариваться, помогать друг другу, создавать новые формы взаимодействия, новые бизнес предприятия.

Теория индивидуального социального капитала набирает популярность. Исследователи полагают, что человек способен предпринимать для открытия собственного бизнеса тем больше шагов и попыток, чем выше у него уровень соцкапитала.

Самое важное здесь — это доверие и создаваемые им выгоды, а еще включенность в сетевую структуру. Друзья и соцсети — каналы для этого более чем подходящие.

«Исследование показало, что помощь друзей и участие в деятельности организаций являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на намерение человека открыть свое дело», — поясняет ведущий научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Александр Татарко.

Спустя год 40% респондентов из числа исследуемых НИУ ВШЭ, социальный капитал которых был выше остальных, перешли из категории «потенциальный» в категорию «предприниматель». В теории, чтобы открыть бизнес, необходимы два условия: поддержка извне и уверенность в себе. Причем второе зависит от первого.

Поддержку потенциальному предпринимателю могут оказать родственники, друзья и, собственно, само общество — за счет положительного отношения к предпринимательству. Речь идет, в том числе, о советах по решению юридических, финансовых вопросов, бюрократических проблем, организации бизнеса, взаимоотношениях с государством, партнерами и работниками.

Однако в России традиции предпринимательства развиты пока достаточно слабо.

«Родители не могут поделиться своим опытом ведения бизнеса, а общественная норма не связана с открытием бизнеса», — говорит Татарко.

Молодым предпринимателям ничего другого не остается, как ориентироваться на себя и друзей.

«В настоящее время роль основных структур поддержки развития малого бизнеса, по сути, выполняют социальные сети. Именно от своего ближайшего окружения начинающий предприниматель получает и импульс к ведению бизнеса, и необходимые ресурсы, и требующиеся ему знания и связи, — констатирует Александр Татарко и сетует, что в России формируется „замкнутый круг“. — Стремление решать проблемы посредством неформальных связей препятствует формированию официальных институтов».

Практика

В соцсетях действительно можно найти любую информацию — как противостоять бюрократии, коррупции, финансовым проблемам, трудностям с уплатой налогов. Что полезно, а что нет — каждый пользователь определяет для себя сам. Ни очередей тебе, ни чиновничьего «футбола»…

«Люди большую часть времени проводят в соцсетях, и именно отсюда стартуют как бизнесмены», — соглашается с результатами исследования создатель паблика ВКонтакте «Стартап. Начать с нуля и изменить мир» (479 тысяч подписчиков) Артем Якобсон.

Популярность подобных сообществ корреспонденту портала TatCenter.ru владелец сообщества объясняет просто.

«Большинство стартаперов не знают, кто и где им может оказать поддержку, а во-вторых, тут (в соцсети — прим. автора) их друзья и окружение. Естественно, что именно из соцсетей они черпают поддержку и начинают собственный предпринимательский путь».

Молодые предприниматели из Татарстана признают, что даже если и не продвигают собственный бизнес в соцсетях, то тематические паблики порой почитывают, видео-ролики смотрят, инфографику «лайкают». Однако панацеей соцсети новичкам считать не советуют и рекомендуют тщательно фильтровать информацию.

«Я вполне могу согласиться с тем, что соцсети можно использовать для старта небольшого бизнеса, и что они полезны для начинающих предпринимателей. Здесь любой контакт можно рассматривать как потенциального клиента. Бесплатно. Общаясь с клиентом в соцсетях, гораздо быстрее располагаешь его к себе, так как сам формат общения неофициальный. Это сближает. Многие владельцы небольшого бизнеса, например, вовсе не тратят деньги на создание и продвижение сайта, а создают группы, сообщества, где неплохо рекламируют собственные товары и услуги без каких-либо существенных затрат», — рассказывает основатель турагентства «Караван Путешествий» Лилия Ибрагимова.

Новичкам, по мнению Лилии Ибрагимовой, соцсети могут оказаться полезными — можно бесплатно заявить о себе, найти нужную информацию. «Однако не стоит думать, что все так просто. По мере развития бизнеса без усилий и финансовых затрат не обойтись и в социальной сети».

«Желание открыть свое дело вызвано, прежде всего, окружением, — говорит основатель частной Школы „Малая Академия Гитары“ Михаил Коренев, подтверждая теорию привлекательности чужих историй успеха. — Соцсети активно подогревают эту тему и провоцируют молодежь на самостоятельную коммерческую деятельность. Масса тренингов и семинаров, в том числе, бесплатных. Это тоже благотворно влияет на мотивацию. Единственное — много неотфильтрованной информации, которая, порой, сбивает с толку. Умение находить нужное и ценное, а порой и партнеров по бизнесу в соцсетях — бесценный опыт».

Еще один предприниматель из Татарстана, создатель коворкинга WorkBox (портал TatCenter.ru подробно писал о стартапе в проекте Стартап-Реалити) Вячеслав Бушуев к социальным сетям относится скептически, называя их «злом».

«В соцсетях куча всякого мусора, который вообще не стоит читать. Избирательно есть хороший материал. Лучше вообще не сидеть вначале в соцсетях, а работать. Залог успеха начинающего предпринимателя только в одном: трудолюбие, идти к цели по четкому плану, при первых неудачах не впадать в депрессию.

Для новичка соцсети могут быть полезны лишь в формировании сетки связей. Не более. Разве только для самомотивации… Но и тут спорно — настоящего предпринимателя мотивировать не надо. Он и так замотивирован на дело и результат, — говорит Бушуев, и рекомендует хотя бы раз в полгода садиться на «информационную диету». — Помогает. И никакого креатива. Только работа. Кирпичик к кирпичику. Другого пути нет.

Воздушные замки как быстро создаются, также быстро и разрушаются. Чем больше ошибок в начале наколотишь, тем меньше в будущем потеряешь денег".

Юлия Амочаева

Новости
13 Декабря 2024, 11:17

Размер госпремии имени Алемасова в РТ увеличат до ₽250 тыс.

Изменения вступят в силу с 1 января.

В 2025 году в Татарстане размер госпремии имени В. Е. Алемасова увеличится до 250 тыс. рублей. Соответствующее распоряжение подписал раис республики Рустам Минниханов. Изначально сумма премии составляла 150 тыс. рублей, и ее повысили на 100 тыс. рублей. Изменения вступят в силу с 1 января.

Премия имени В. Е. Алемасова была учреждена в 2014 году указом раиса Татарстана. Ее присуждают молодым ученым за достижения в области инженерной науки, а также за вклад в развитие промышленности и науки.

Ранее TatCenter писал, что в России в грядущем году впервые начнут присуждать премии в области медицинской науки.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: