«У меня ВКонтакте 200 друзей. Почти половина из них — молодые предприниматели, ИП-шники. Многие — вполне для своего возраста успешные, и кормят себя сами. Я тут подумал, прикинул и тоже решил бизнес открыть», — таким монологом активного пользователя соцсетей удивить крайне трудно.
По данным исследования Web Index TNS Россия, в декабре 2013 г. в ТОП-10 российских интернет-проектов уверенно вошли Vk.com (посещаемость проекта за месяц составила 51,2 млн человек), Odnoklassniki.ru (41,4 млн) и Facebook.com (25,4 млн).
Очевидно, что основная аудитория «скрыта» ВКонтакте — возможности сети позволяют не только создавать свою страницу и общаться с друзьями, но и открывать группы, создавать мероприятия, приглашать в них друзей и, конечно, продвигать в массы товары и услуги собственного бизнеса. Это малозатратный (а порой и вовсе бесплатный) канал продвижения. Не удивительно, что его так активно используют молодые предприниматели.
Чужие успехи вдохновляют и не дают спать по ночам. Стартапы, коучинги, новости, мотиваторы, бизнес-цитаты и многочисленные истории успеха… — мгновенно разлетаются по страницам и умам пользователей.
И вот уже российские исследователи признают, что друзья и контакты в соцсетях формируют «индивидуальный социальный капитал» молодежи и оказывают стартаперам куда большую помощь в развитии бизнеса, нежели госструктуры или даже члены семьи.
Теория
Теория индивидуального социального капитала набирает популярность. Исследователи полагают, что человек способен предпринимать для открытия собственного бизнеса тем больше шагов и попыток, чем выше у него уровень соцкапитала.
Самое важное здесь — это доверие и создаваемые им выгоды, а еще включенность в сетевую структуру. Друзья и соцсети — каналы для этого более чем подходящие.
«Исследование показало, что помощь друзей и участие в деятельности организаций являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на намерение человека открыть свое дело», — поясняет ведущий научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Александр Татарко.
Спустя год 40% респондентов из числа исследуемых НИУ ВШЭ, социальный капитал которых был выше остальных, перешли из категории «потенциальный» в категорию «предприниматель». В теории, чтобы открыть бизнес, необходимы два условия: поддержка извне и уверенность в себе. Причем второе зависит от первого.
Поддержку потенциальному предпринимателю могут оказать родственники, друзья и, собственно, само общество — за счет положительного отношения к предпринимательству. Речь идет, в том числе, о советах по решению юридических, финансовых вопросов, бюрократических проблем, организации бизнеса, взаимоотношениях с государством, партнерами и работниками.
Однако в России традиции предпринимательства развиты пока достаточно слабо.
«Родители не могут поделиться своим опытом ведения бизнеса, а общественная норма не связана с открытием бизнеса», — говорит Татарко.
Молодым предпринимателям ничего другого не остается, как ориентироваться на себя и друзей.
«В настоящее время роль основных структур поддержки развития малого бизнеса, по сути, выполняют социальные сети. Именно от своего ближайшего окружения начинающий предприниматель получает и импульс к ведению бизнеса, и необходимые ресурсы, и требующиеся ему знания и связи, — констатирует Александр Татарко и сетует, что в России формируется „замкнутый круг“. — Стремление решать проблемы посредством неформальных связей препятствует формированию официальных институтов».
Практика
В соцсетях действительно можно найти любую информацию — как противостоять бюрократии, коррупции, финансовым проблемам, трудностям с уплатой налогов. Что полезно, а что нет — каждый пользователь определяет для себя сам. Ни очередей тебе, ни чиновничьего «футбола»…
«Люди большую часть времени проводят в соцсетях, и именно отсюда стартуют как бизнесмены», — соглашается с результатами исследования создатель паблика ВКонтакте «Стартап. Начать с нуля и изменить мир» (479 тысяч подписчиков) Артем Якобсон.
Популярность подобных сообществ корреспонденту портала TatCenter.ru владелец сообщества объясняет просто.
«Большинство стартаперов не знают, кто и где им может оказать поддержку, а во-вторых, тут (в соцсети — прим. автора) их друзья и окружение. Естественно, что именно из соцсетей они черпают поддержку и начинают собственный предпринимательский путь».
Молодые предприниматели из Татарстана признают, что даже если и не продвигают собственный бизнес в соцсетях, то тематические паблики порой почитывают, видео-ролики смотрят, инфографику «лайкают». Однако панацеей соцсети новичкам считать не советуют и рекомендуют тщательно фильтровать информацию.
«Я вполне могу согласиться с тем, что соцсети можно использовать для старта небольшого бизнеса, и что они полезны для начинающих предпринимателей. Здесь любой контакт можно рассматривать как потенциального клиента. Бесплатно. Общаясь с клиентом в соцсетях, гораздо быстрее располагаешь его к себе, так как сам формат общения неофициальный. Это сближает. Многие владельцы небольшого бизнеса, например, вовсе не тратят деньги на создание и продвижение сайта, а создают группы, сообщества, где неплохо рекламируют собственные товары и услуги без каких-либо существенных затрат», — рассказывает основатель турагентства «Караван Путешествий» Лилия Ибрагимова.
Новичкам, по мнению Лилии Ибрагимовой, соцсети могут оказаться полезными — можно бесплатно заявить о себе, найти нужную информацию. «Однако не стоит думать, что все так просто. По мере развития бизнеса без усилий и финансовых затрат не обойтись и в социальной сети».
«Желание открыть свое дело вызвано, прежде всего, окружением, — говорит основатель частной Школы „Малая Академия Гитары“ Михаил Коренев, подтверждая теорию привлекательности чужих историй успеха. — Соцсети активно подогревают эту тему и провоцируют молодежь на самостоятельную коммерческую деятельность. Масса тренингов и семинаров, в том числе, бесплатных. Это тоже благотворно влияет на мотивацию. Единственное — много неотфильтрованной информации, которая, порой, сбивает с толку. Умение находить нужное и ценное, а порой и партнеров по бизнесу в соцсетях — бесценный опыт».
Еще один предприниматель из Татарстана, создатель коворкинга WorkBox (портал TatCenter.ru подробно писал о стартапе в проекте Стартап-Реалити) Вячеслав Бушуев к социальным сетям относится скептически, называя их «злом».
«В соцсетях куча всякого мусора, который вообще не стоит читать. Избирательно есть хороший материал. Лучше вообще не сидеть вначале в соцсетях, а работать. Залог успеха начинающего предпринимателя только в одном: трудолюбие, идти к цели по четкому плану, при первых неудачах не впадать в депрессию.
Для новичка соцсети могут быть полезны лишь в формировании сетки связей. Не более. Разве только для самомотивации… Но и тут спорно — настоящего предпринимателя мотивировать не надо. Он и так замотивирован на дело и результат, — говорит Бушуев, и рекомендует хотя бы раз в полгода садиться на «информационную диету». — Помогает. И никакого креатива. Только работа. Кирпичик к кирпичику. Другого пути нет.
Воздушные замки как быстро создаются, также быстро и разрушаются. Чем больше ошибок в начале наколотишь, тем меньше в будущем потеряешь денег".
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: