Сегодня правительство рассмотрит написанную Минприроды стратегию разработки морских месторождений нефти и газа. Три четверти участков, расположенных на суше, выработаны более чем на 50%, говорится в докладе министра Юрия Трутнева. При этом шельф разведан не более чем на 9−12%, а добыча ведется всего на четырех блоках месторождений — «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Северный Каспий» и «Баренц-1».
Но инвесторам неинтересно разрабатывать северный шельф на таких же условиях, что и другие месторождения. Затраты там почти в четыре раза выше, чем в теплых районах, — $ 170 против $ 44 на тонну нефти. Поэтому Трутнев предлагает вернуть для разработки шельфа режим СРП. Правительство перестало заключать с инвесторами такие соглашения еще два года назад. В протоколе правительственного совещания, которое прошло в феврале 2003 г., говорится, что СРП можно использовать «в исключительных случаях по мере необходимости». Но даже в этих случаях по закону на подготовку соглашения уходит два-три года. Трутнев предлагает из 28 этапов согласований оставить для инвесторов в шельфовые месторождения четыре — тогда на подготовку будет уходить не более полгода. Таким образом, за пять лет Минприроды рассчитывает провести шесть тендеров по 20 блокам в Баренцевом и Печорском морях (в сумме — 5,2 млрд т условного топлива), а также по пяти блокам на Сахалинском и Примагаданском шельфе Охотского моря (4,8 млрд т).
Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфин против возрождения СРП для шельфа не возражают. Зато подчиненным Германа Грефа и Алексея Кудрина не нравится идея создать специальную «национальную (государственную) нефтегазовую компанию» — она, говорится в докладе Трутнева, должна представлять в соглашениях интересы государства. При этом Трутнев ссылается на опыт всех стран, добывающих нефть и газ на шельфе. Но такая госкомпания будет дублировать функции Федерального агентства по недропользованию, указывает в своем заключении замминистра финансов Сергей Шаталов.
Бизнесмены вчера комментировали инициативу Минприроды сдержанно. Представитель ТНК-ВР напомнил лишь, что в мировой практике режим СРП «при должной прозрачности и юридически-законодательной прописанности» эффективен для привлечения инвесторов «в сложные проекты и крупные месторождения».
Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров считает оправданной разработку шельфовых месторождений под контролем государства, поскольку это требует «очень больших затрат и соблюдения жесточайших экологических норм». «Другой вопрос, будет ли это новая госкомпания или уже существующая», — добавляет он. Из работающих в России нефтяных компаний единственная на 100% государственная — «Роснефть». С официальными представителями «Роснефти» связаться не удалось. Источник, близкий к госкомпании, утверждает, что «Роснефть» смогла бы стать представителем России в шельфовых проектах, ведь «у госкомпании огромный опыт работы на шельфе. Впрочем, недавно компания продала «Газпрому» свою долю в «Севморнефтегазе» (владеет лицензиями на освоение Штокмановского и Приразломного месторождений газа). По мнению гендиректора «Севморнефтегаза» Ивана Чернова, заниматься СРП на шельфовых проектах «должна специально созданная независимая госкомпания».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: