Новости
20 Июля 2017, 10:00

Спиннер — «палка о трех концах»

Слишком большая информационная волна по поводу спиннера и его воздействия на психическое и психологическое здоровье личности несколько преувеличена и удивительна для профессионального сообщества, утверждает Инна Кротова. В колонке для TatCenter.ru психолог объясняет основы и причины «эффекта спиннера».

Теория и практика психологической науки позволяет дать ответы на волнующие вопросы по поводу этой игрушки уже здесь и сейчас. Психологические исследования, которые могут многое объяснить, а именно основы и причины «эффекта спиннера» проводились полвека назад.

Любое монотонное действие вводит каждого из нас в легкое трансовое состояние.

Например, когда мы «задумались» и «вдруг очнулись», едем в транспорте, наблюдая за сменой картинок за окном, и тоже «вдруг очнулись», листаем новостную ленту ВКонтакте, просматриваем Инстаграм или меняем до бесконечности запросы в поисковике, забывая для чего — все это попадание в трансовое состояние сознания. А оно характерно одним самым главным интересующим нас свойством — это снижение уровня критичности мышления.

Любая информация в таком состоянии воспринимается нами без анализа и в условиях сниженной работы нашего рационального компонента.

Таким образом, каких-либо прямых негативных, деструктивных форм воздействия спиннер не оказывает. Спиннер уж точно не является уникальной угрозой для психики человека.

Однако, если принимать во внимание, что мы живем в обществе, пространстве с непрерывными информационными вихрями, даже не потоками, все стало намного порывистее и стремительнее, то критичность мышления — это самое необходимое качество для современного человека, значимое для его нормального и полноценного развития и существования в информационной среде. И тогда, безусловно, спиннер — помощник среды, а не человека, снижение критичности мышления, а, следовательно, и снижение критичности по отношению к воспринимаемой информации, дает на выходе высокий уровень внушаемости.

И мы теперь, зная это, можем абсолютно самостоятельно, используя данные психологических исследований, ответить на любые вопросы на тему «спиннер — польза или вред?»:

  • польза, если хотим быть в состоянии транса,

  • польза, если хотим, чтобы это состоянии со сниженным уровнем критичности и высокой степенью внушаемость было привычно для нас и наших детей — купил спиннер и внушай все, что угодно,

  • польза, если хотим отключиться от суеты окружающего мира, от его красок, звуков, скоростей и возможностей, ведь, если говорить о том, что спиннер полезен детям и людям с особыми потребностями, в случае аутизма, то для них окружающий мир, его звуки и т. п. — сильный стресс. Конечно, игрушка с предсказуемыми траекториями дает ощущение стабильности и покоя. Хотите исключить себя также из мира, не имея особых потребностей, — покупайте, не думая.

Обратите внимание на возрастные особенности.

Психологом-исследователем А.И. Захаровым (еще 40−50 лет назад) отмечался возраст снижения и повышения уровня внушаемости. Снижения уровня внушаемости у мальчиков

  • 5 лет: формируется самооценка при более критическом восприятии информации;
  • 12 лет: переходный возраст, настороженность в контактах;
  • 14−15 лет: развитие аналитического мышления и повышение конформности — сознательное изменение своего мнения в пользу группы.

У девочек — 5 лет, 14−15 лет — причины те же. А увеличение уровня внушаемости с 7 до 11 лет связано с формированием чувство долга и обязанности.

Здесь можно сделать выводы согласно логике здравого смысла — это как минимум не вмешиваться со спиннером в периоды снижения уровня внушаемости (5, 12, 14−15 лет), когда должна сформироваться самостоятельная устойчивая позиция.

В рамках проводимых исследованиях предлагались пробы на внушаемость для детей, в контексте исследования невротических расстройств данного возраста. Вы можете найти информацию и в интернет-источниках для более конкретной постановки инструкции при проведении эксперимента в домашних условиях, и, провести не 12 классических проб, которые поводит специалист, а хотя бы три.

Сделайте эксперимент «после спиннера», если он уже куплен, и через месяц после отказа от него, или если еще не приобрели, то до его приобретения и спустя три недели после покупки (т.к. в течении 21 дня уже можно говорить о формировании привычки).

Первая проба — внушение несуществующего запаха — предлагается две пробирки с одинаковым запахом, но при высокой внушаемости ребенок «находит» запах; вторая проба — на осязание — внушени
е чувства теплоты в животе при прикосновении к руке, при высокой внушаемости «тепло появляется» через 5 секунд; третья проба — внушение несуществующего звука из «специального прибора», если звук «обнаруживается», то уровень внушаемости высок.

Вот и все «три конца» волшебной игрушки — хотим положительные пробы на внушаемость говорим — «да» спиннеру. Хотим снять стресс ребенку с особыми потребностями говорим — «да». Хотим отрицательные пробы на внушаемость и здоровое взросление, говорим — «нет» спиннеру.

Здоровья всем нам — психического и психологического.

доцент кафедры дефектологии и клинической психологии

Института психологии и образования КФУ

Инна Кротова

Специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
15 Января 2022, 17:00

Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — на email и в Телеграм 18+

Подпишитесь на рассылку и подкаст и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

Email-рассылка

Несколько раз в неделю TatCenter выпускает отдельный короткий дайджест значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Это уникальный обзор, который мы не публикуем на сайте. Его получают только подписчики email-рассылки. В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике.

Подписка двухуровневая - проверьте, чтобы письмо-подтверждение не попало в SPAM

Рассылки TatCenter — для очень разных людей. Нас читают руководители, PR-специалисты, маркетологи, чиновники и предприниматели. Рассылка оптимизирована для планшетов и смартфонов. Мы не отправляем письма, если нет действительно важных и значимых новостей.

Подписаться на рассылку TatCenter.

Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenter_ru

Канал в Телеграм

Информацию об именинниках и кадровых перестановках, а также дайджест важных новостей за сутки получают подписчики TatCenter в Телеграм https://t.me/tatcenter_ru.

подкаст TatCenter Разобраться
Подкаст «Разобраться» - слушайте, где удобно

Подкаст

TatCenter можно и слушать — мы запустили подкаст «Разобраться» с короткими инструкциями для предпринимателей.

Выпуски доступны на цифровых платформах:

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: