С лета прошлого года цена нефти марки Urals, которую добывают поволжские нефтяники, упала в три раза — до уровня ниже 32 долларов за баррель (данные на 26 декабря). Затем, в рождественские праздники, поднялась до 47 долларов и опять упала.
Прогнозов на тему дальнейшего движения цен на нефть много. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль называет цифру 70 долларов за баррель, Минэкономразвития ориентируется на 50 долларов, нефтяная компания (НК) «ТНК-ВР» считает по 60, НК «Роснефть» пишет сценарии своего развития исходя из 47 долларов.
Самый пессимистический прогноз у главного поволжского добытчика — «Татнефти» (ТН). Гендиректор ТН Шафагат Тахаутдинов заявил, что антикризисная программа его компании рассчитана на цену нефти в этом году 40 долларов за баррель. Помимо всего прочего, это вынуждает «Татнефть» ускорить строительство в Нижнекамске комплекса своих нефтеперерабатывающих заводов.
Ужались
Из шести крупнейших отечественных НК в прошлом году удалось увеличить добычу только «Татнефти» и «Роснефти» (РН). Правда, РН удалось этого добиться больше бухгалтерскими методами — за счет эффекта от консолидации компанией активов ЮКОСа. ТН же реально увеличила добычу на 0,1\%, добыв почти 25,8 млн тонн нефти (в целом по республике было добыто 32,2 млн тонн, что на 1\% больше, чем в 2007 году).
Однако антикризисная программа главного поволжского добытчика на ближайшие три года предполагает снижение уровня добычи на 1,4\% — до 25,4 млн тонн (если не будет распоряжений от федерального правительства поддержать цену на рынке — тогда ТН «сбросит» еще 0,8 млн тонн в год).
По словам г-на Тахаутдинова, в этом году его компания на треть сократит затраты на капитальное строительство и разведочное бурение и воздержится от покупки новых лицензий за пределами Татарстана. Будут пересмотрены и планы по освоению битумных месторождений республики. В конце прошлого года на Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти работало три пары скважин производительностью 40 тонн в сутки. В 2009 году планировалось пробурить еще семь пар и добыть за это время на этом месторождении 30 тыс. тонн нефти.
В то же время ТН по-прежнему настроена самостоятельно разрабатывать залежи сверхвязкой нефти и в конце прошлого года, например, начала переговоры с компанией «Римера» (нефтесервисное подразделение холдинга «Челябинский трубопрокатный завод») о разработке и производстве на принадлежащем «Римере» татарстанском заводе «Алнас» нового оборудования по добыче битумов на территории республики.
ТН, по словам ее генерального директора, избежит в этом году сокращения персонала, но на 10\% снизит зарплату своим сотрудникам и работникам всех обслуживающих ее сервисных компаний — иного шага от татарстанской нефтяной компании, традиционно несущей высокую социальную нагрузку, и не ожидали.
По нашему мнению, 2009 год станет критическим для «Татнефти». В отличие от других отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), у нее нет своей нефтепереработки, позволяющей получать сейчас высокую маржу от работы на внутреннем рынке. А экспорт, как признался сам Шафагат Тахаутдинов, может обеспечить развитие ТН при цене нефти не менее 70−75 долларов за баррель.
Углубились
Несмотря на новый механизм взимания экспортных пошлин, вторая половина года оказалась провальной для экспортных поставок нефти из России — все, кто мог, попытались оставить ее на внутреннем рынке. В результате к концу прошлого года цена нефти для российских НПЗ приблизилась к уровню 2003 года — 1,8 тыс. рублей за тонну с поставкой в январе (годом раньше она составляла 9,5 тыс. рублей).
В этой ситуации в выигрыше, естественно, оказались ВИНК, имеющие в своем составе нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и розничную систему сбыта: «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР» — они перенесли центр формирования прибыли с экспорта на внутренний рынок. Это особенно хорошо заметно автомобилистам — при пятикратном падении оптовых цен на нефть розничные цены на бензин за последние полгода изменились не более чем на 7−8\%. Федеральное правительство не только закрыло глаза на эту диспропорцию, но и на два года (до 1 января 2011 года) отодвинуло для отечественных НПЗ срок вступления в силу новых технических регламентов по производству бензинов «Евро-3» — это позволило ВИНК, которым и принадлежат 95\% НПЗ, еще на какое-то время отодвинуть необходимость вложить большие деньги в модернизацию своих заводов. «Роснефть», например, планировала до конца 2009 года выделить на модернизацию трех своих НПЗ в Самарской области более 50 млрд рублей. Сейчас эту тему в компании не комментируют.
Поэтому понятно желание, например, «Татнефти» как можно скорее запустить комплекс нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске. В этом году, по сравнению с прошлым, объем инвестиций в строительно-монтажные работы (СМР) увеличится в 3,5 раза и составит не менее 25 млрд рублей. Еще на 16,5 млрд рублей планируется поставить оборудования.
Напомним, что «Татнефть» координирует проект строительства нефтехимического комплекса стоимостью около 10 млрд долларов, а руководит проектом американская Fluor. Он включает в себя нефтеперерабатывающий завод мощностью семь миллионов тонн нефти в год, завод глубокой переработки нефти мощностью 3,5 млн тонн в год и нефтехимический завод по производству продукции на основе ароматических углеводородов. Первый объект комплекса — НПЗ — планируется построить к концу 2009 года.
Несмотря на финансовый кризис, втрое — до 4,3 млн тонн нефти в год намерены увеличить мощность своего завода и акционеры единственного независимого НПЗ Поволжья — Марийского НПЗ. После завершения реконструкции стоимостью 1,5 млрд долларов на заводе планируется выпускать только светлые нефтепродукты, а глубина переработки превысит 90\%.
Таким образом, снизившаяся привлекательность экспорта и федеральная политика по ценообразованию на внутреннем рынке делают в этом году нефтепереработку основным центром получения прибыли для нефтяников. Речь, естественно, идет о тех из них, у кого есть свои НПЗ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: