Об этом 26 января в Москве сообщил журналистам директор лаборатории контентной фильтрации «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин.
В целом же средняя доля спама в почтовом трафике Рунета в 2009 году составила 85,2\%, что на 3,1\% выше, чем в 2008 году. Самое большое количество спама было зафиксировано 22 февраля — 93\% почтового трафика. Меньше всего нежелательной почты пользователи получили 26 апреля — 72,8\%. В течение года колебания среднемесячного процента спама не превышали 5\%, тогда как в 2008 году разброс был существенно больше — в пределах 15\%.
По данным «Лаборатории Касперского», по итогам 2009 года больше всего спама рассылалось из США — 16\%. Россия с 8,5\% занимает второе место в этом рейтинге. Всего лишь на 0,9 процентного пункта отстает Бразилия, которая расположилась на третьем месте стран-спамеров. Далее следуют Индия (5,9\%), Корея (4,8\%), Турция (4,2\%), Польша (4,1\%), Китай (3,5\%) и др. Отметим, что в 2008 году Россия лидировала в рейтинге стран, из которых рассылается спам. США располагались на втором месте. Замыкала тройку лидеров Испания.
По словам г-на Никишина, тематический состав спама в 2009 году сильно менялся. Вплоть до мая снижалась доля спама, рекламирующего товары и услуги малого и среднего бизнеса, а доля нежелательной почты, рекламирующей услуги самих спамеров, росла, достигнув 20\% всего спам-трафика в разгар экономического кризиса. «Эти изменения отражали мировую финансовую ситуацию: потеряв часть заказов, спамеры активизировали рекламу своих услуг. В целом, несмотря на кризис, спама в почте меньше не стало. За счет увеличения количества спамерской саморекламы, а также благодаря тому, что спамеры активно участвовали в так называемых партнерских программах, средняя за год доля спама оказалась даже несколько выше, чем в 2008 году», — отметили в компании.
По мере улучшения экономической ситуации количество спамерской саморекламы постепенно снижалось, в то время как доля заказного спама вновь начала увеличиваться и к концу года превысила 90\%.
Количество вредоносных программ в почте по сравнению с 2008 годом осталось на прежнем уровне, однако изменился их качественный состав. Осенью спамеры активно рассылали Zbot — троянскую программу-шпион, предназначенную для кражи конфиденциальной информации. Письма, содержавшие Zbot, были замаскированы под уведомления налоговых организаций. Второй хит сезона — трояны, загружающие на компьютер поддельные антивирусы, которые затем якобы находят на компьютере пользователя множество вирусов и требуют заплатить за их удаление. Вредоносные вложения в 2009 году содержались в 0,85\% электронных писем, что лишь на 0,04\% ниже среднего показателя предыдущего года.
Более креативным стало SMS-мошенничество с использованием почты, когда с помощью ложных угроз или обещаний, содержащихся в тексте спам-писем, злоумышленники пытаются вынудить пользователей отправлять дорогие SMS-сообщения на короткие премиум-номера. Этот бизнес приносит немалый доход изобретательным мошенникам в России и на Украине, где до сих пор отсутствуют нормативные акты, регулирующие процесс аренды четырехзначных номеров сотовой связи. При этом такой спам рассылается по всему миру.
Еще одна тенденция прошлого года — социальные сети и блоги, которые стали настоящим Клондайком для спамеров. «Подделки под уведомления от социальных сетей, фишинговые атаки на их пользователей и рассылка вирусов в подложных письмах от имени популярных сервисов стали настоящим бедствием современного Интернета. В этом году основными мишенями злоумышленников стали порталы Facebook и Twitter», — отметили в «Лаборатории Касперского».
Главной новинкой в области спамерских трюков можно считать использование сервиса YouTube. В октябре был зафиксирован ряд рассылок, содержащих ссылки на видеоролики, выложенные на этом ресурсе. В конце года спамеры рассылали письма с mp3-вложениями. «Так, в одном из аудиофайлов приятный женский голос диктовал название сайта по продаже виагры», — сообщили в компании.
В «Лаборатории Касперского» ожидают, что 2010 год для спам-индустрии будет более ровным и спокойным. Количество нежелательной почты в почтовом трафике останется примерно на том же уровне. Не исключено, что SMS-мошенничество пойдет на спад — особенно в том случае, если с ним начнут активно бороться мобильные операторы или будут приняты соответствующие законодательные меры. Количество спама в социальных сетях продолжит расти, а спамеры будут совершенствовать старые и изобретать новые трюки.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: