C 21 октября 2014 г. в России в силу вступили поправки к закону «О связи», который обязывает операторов связи рассылать рекламные сообщения только с согласия абонента. О подробностях изменений и жалобах на спам на пресс-конференции рассказал заместитель руководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров.
По его словам, всего с начала года в ведомство поступило более 900 заявлений с жалобами более чем на тысячу фактов смс-спама без согласия абонентов:
«То, что доходит до нас — это верхушка айсберга, скорее всего, 1% от всего объёма незаконной рассылки».
Всего возбуждено около 500 дел по нарушениям закона «О рекламе» — по сравнению с прошлым годом показатель вырос в 25 раз. В 58 случаях признан факт нарушения, 22 дела приостановлены, в 28 случаях дела прекращены из-за того, что абонент не мог подтвердить факт получения незаконной смс-рассылки.
«Управление сталкивается с трудностями в поиске конечного отправителя. Используются длинные цепочки договорных отношений между коммерческими лицами, которые зачастую уходят в никуда или упираются в физические лица.
По нашей позиции, все, кто принимает участие в генерации незаконного трафика, признаются рекламными распространителями, и на них будут возбуждаться административные дела", — рассказал о сложностях борьбы с смс-спамом представитель УФАС.
Остановка дел связана с тем, что оптовые продавцы трафика — смс-агрегаторы — находятся за пределами Татарстана. Основной оператор, по которому проходит большинство дел, — региональные представители сети Смартс, а также Астрахань-GSM и Волгоград-GSM. По словам Биктимирова, с остальными операторами связи «налажено хорошее взаимодействие», и последние сами не поощряют незаконную смс-рассылку. При этом под оператором связи понимается владелец смс-центра.
«Изменения в законе „О связи“ помогут решить проблему длинных цепей. По новому закону, у нас остается только два участника — оператор связи и заказчик. Заказчиком признается то лицо, которое имеет договор с оператором связи на рассылочный трафик. Мы не будем раскручивать длинные цепочки, а будем работать только с двумя ответчиками: оператором связи, от которого пришла смс-рассылка, и агрегатором, который генерировал незаконный трафик», — рассказал о нововведениях Биктимиров.
Кроме того, поправки обязывают распространителей получить согласие абонента на получение смс-сообщений, а само согласие должно быть однозначно выражено абонентом. Если оператор сотовой связи не сможет доказать получение такого согласия, рассылка будет считаться незаконной (кроме сообщений от властей и оповещений о ЧС).
Отныне смс-рассылка должна осуществляться на основании договора с мобильным оператором. Заказчик должен предоставить данные об объеме и характере рассылки. Также запрещены рассылки с федеральных номеров.
В этом году штрафных санкций по 100 тыс. рублей было только две. Причина этому — как раз невозможность доказать получение смс-рассылки, а также банальная невнимательность — часто абоненты не смотрят договоры, анкеты и прочие документы, в которых как раз упоминается согласие на получение смс-спама. Сейчас, после вступления в силу изменений, подобные пункты должны быть ненавязчивыми — то есть, если абонент не поставил «галочку» о согласии на получение смс-спама, считается, что он его не давал.
Биктимиров рассказал и о характере смс-рассылок в Татарстане. В основном абоненты получают спам от релакс-салонов, продавцов пластиковых окон и москитных сеток. Также часто татарстанцы жалуются на рассылку от магазинов, но в этих случаях абоненты давали согласие на получение информации о проходящих акциях. Представитель УФАС по РТ, к слову, отметил, что живое общение не является спамом.
Представители «б ольшой тройки» операторов — МТС, Мегафон и Билайн — прокомментировали свою позицию по борьбе с смс-спамом. Представитель пресс-службы МТС в Поволжье Ольца Молодцова сообщила, что компания запустила бесплатный сервис по отказу от рекламного спама.
«Мы приветствуем внесенные поправки в закон «О связи»: только в рамках прямых договоров между оператором и заказчиком рассылок можно создать эффективную защиту абонентов от спама. Теперь заказчик рассылки обязан доказывать факт наличия согласия абонента на получение рассылки.
Кроме того, в связи с вступлением в силу поправок в закон «О связи», МТС запустила бесплатный сервис, позволяющий отказаться от получения рекламно-информационных SMS-сообщений с помощью отправки SMS-команды на номер 4424. Для отказа от получения сообщений, абоненту достаточно отправить с телефона или смартфона SMS на номер 4424, указав в сообщении команду off и номер, который необходимо заблокировать".
PR-менеджер Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Айгуль Арсланова рассказала о том, как перестать получать спам:
«В среднем по России в день на „горячую линию“ (бесплатный номер „1911“) и через другие каналы коммуникации поступает около 2,5 тысяч жалоб от абонентов на спам-рассылки. Если абонента беспокоит рассылка, например, от фитнес-клуба или ресторана, он легко может от нее отказаться. Есть 4 способа сделать это. 1. Прийти в салон МегаФона и написать заявление. 2. Позвонить в колл-центр на 0500 и попросить оператора заблокировать конкретную рассылку. 3 Использовать сервис „СМС-контроль“. Можно внести отправителей в „черный список“, набрав на телефоне команду *903#. 4. Проинформировать о спаме через бесплатный номер 1911, отправив на него СМС, содержащее спам».
Также прокомментировал ситуацию и директор казанского филиала ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Андрей Юдов.
«Оператор — самое заинтересованное лицо в этой истории, поэтому войну SMS-спаму мы объявили уже очень давно. Еще в конце прошлого года «Билайн» инициировал создание Антиспам-альянса из 8 крупных смс-агрегаторов. Они контролируют 80% рынка рекламных SMS. Все вместе мы договорились о противодействии рассылкам спама со своих технических площадок.
Кроме того, для наших абонентов действовала и действует горячая смс-линия 007 для приёма образцов спама и расследований. После отправки на данный номер примера смс-спама, каждый случай жалобы абонента регистрируется и расследуется. После обработки жалобы абонент получает обязательную обратную связь.
«ВымпелКом» еще с конца прошлого года развернул широкомасштабную программу по противодействию SMS-спаму, которая уже принесла свои плоды: по сравнению с ноябрем 2013 года число спам-рассылок на наших клиентов стало меньше в 12 раз и составляет 1 SMS в месяц на абонента. «Билайн» ставит своей задачей довести минимизировать этот показатель и свести его до 0,5 SMS".
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: