Сегодня быть рабочим непрестижно. Особенно остро ощущается нехватка фрезеровщиков и слесарей, хотя и другие рабочие специальности не в почете. Кроме того, уровень тех, кто работает, тоже оставляет желать лучшего. Старшее и более опытное поколение уходит на пенсию, а новоиспеченным «специалистам» — выпускникам училищ иногда нельзя доверить даже лопату. Таким образом, наряду с проблемой недостаточности кадров существует и не менее важная — в республике нет отлаженной системы ДПО (дополнительного образования), что актуально как для профессий рабочих специальностей, так и для более интеллектуальных.
Одной из наиболее важных сфер ДПО можно считать систему внутрифирменного образования. Несмотря на то что эта система достаточно широко применялась в советское время, сегодня эта практика сохранилась далеко не везде и далеко не в том виде.
Любовь Овсиенко, заместитель министра образования:
— Внутрифирменное образование имеет очень важное значение, потому что позволяет повышать уровень квалификации уже работающего персонала и доучивать тех, кого предприятие приняло на работу по свободному найму. Однако на сегодняшний день ситуация, которая сложилась на поле этой деятельности, очень далека от хотя бы приемлемой. Люди, осуществляющие образовательный процесс на предприятиях, не имеют никакого понятия о том, как это надо делать. Да, возможно, они прекрасные специалисты своего дела, но для преподавания этого мало. Современные требования к учебному процессу высоки, но не случайны. Новейшие методики позволяют сделать этот процесс более эффективным и быстрым. Кроме того, необходимо сегментировать разные звенья производственного процесса — рабочих, менеджеров, менеджеров высшего звена. Ведь им необходимо разное обучение.
Девальвация знаний в настоящий момент происходит очень быстро. И республиканские требования к тому, что знания необходимо обновлять каждые пять лет, мало сходятся с европейскими стандартами. На самом деле, ДПО должно включать в себя две составляющие — это базовое дополнительное образование, обновляемое каждые три года, и добавляющее дополнительное образование — обновляемое каждый год.
Насколько эти стандарты приемлемы для республики в настоящее время — неизвестно. Потому что для всех предприятий, даже для относительно успешных, денежные вклады в персонал еще достаточно ощутимы. Кроме того, важной причиной, тормозящей этот процесс, является и то, что техническая база, необходимая для обучения на рабочие специальности, уже давно не только морально, но и вообще устарела.
Так, монтажников сегодня обучают работать на вышке высотой 22 метра. А современное оборудование, на котором им придется работать, выше как минимум в два раза. Такая же ситуация наблюдается и в других областях.
Также в последнее время предприятиям и организациям приходится достаточно трудно — наблюдается своеобразный «образовательный» бум. Руководителям трудно решить кого и чему обучать (и когда же тогда работать?), потому что требований выдвигается слишком много. Например, по указу МЧС, на каждом предприятии 5 тыс. человек обязаны пройти обучение по оказанию 1-й помощи. С точки зрения руководителей, когда таких требований по обучению персонала предъявляется слишком много, теряется их целесообразность.
Конечно, целесообразность требований исчезает только для руководителей, но подобные претензии с их стороны — повод задуматься. Ведь до сих пор в системе ДПО, как и в системе внутрифирменного образования, нет никаких строго определенных норм, обязательных к выполнению, а значит, нет и института по контролю за выполнением этих требований. Таким образом, сегодня первостепенное значение отводится организационно-методической работе Министерства образования.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: