Татарстанцы смогут выставить оценку качеству социальных услуг в республике. С 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон, который во многом изменит подход к государственному социальному обслуживанию. Согласно закону, госструктуры должны стать напрямую зависимы от мнения населения.
Накануне республиканский механизм применения закона обсуждали члены Общественной палаты Татарстана и Общественного совета при министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ. Законопроект уже прошел первое чтение и должен быть принят до конца 2014 года. За время до его одобрения законодателями общественники решили подумать о его доработке.
По федеральному закону, который был принят еще в 2013 году, одним из важных нововведений будет публичная оценка работы тех или иных организаций социального обслуживания. Она будет строиться на основе опросов и комментариев получателей услуг — населения Татарстана. В министерстве труда уже составили примерный список критериев оценки.
В нем значатся такие пункты, как «Открытость и доступность информации об организации», «Комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе, для граждан с ограниченными возможностями здоровья», «Время ожидания в очереди при получении социальных услуг», «Доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации», а также «Удовлетворенность качеством обслуживания в организации».
Пока есть только вопросник, но совершенно непонятно, как будет выстроен алгоритм проведения опросов. Известно, что проходить они будут раз в год. Непонятно и кто займется опросами населения. По закону на эту роль через конкурс, который объявляет министерство труда, выбирается «оператор» — организация, занимающаяся подобной деятельностью. В качестве тестового варианта пока эту функцию выполнил Общественный совет при министерстве труда республики.
Законодателям нужно будет также определить, будет ли это единый оператор на всю республику, либо разные для каждого из муниципальных районов. Чтобы избежать аффилированности при проведении и подсчетах результатов опросов, техзадание будет создаваться Общественным советом.
Мнения татарстанцев должны будут учитываться и при контроле оперативной работы учреждений, в том числе, и частных, оказывающих населению социальные услуги. Опция появится, по словам чиновников, на сайте министерства труда и социальной защиты.
«Например, на официальном сайте нашего министерства будет создана техническая возможность выражения мнения гражданами о качестве социальных услуг. Это говорит о том, что раньше, когда проводились проверки, мнение тех людей, которых проверяли, возможно, не учитывалось при отчете. Но теперь, если проходит проверка, то люди, которые проверяют, и те, кого проверяют, могут оставить свое мнение о качестве услуг, предоставляемых в этой организации», — заявил начальник отдела по работе с общественными организациями Артур Валиуллин.
По его словам, по закону впервые вводится обязанность составлять каждому потенциальному клиенту учреждения социального обслуживания индивидуальную программу. В ней будут указаны виды, объемы госуслуг, условия их оказания, сроки. Услуги, которые человек получит, можно будет отследить в его индивидуальной программе. Подобная программа будет составляться на три года. Одновременно с этим человеку будет выдаваться перечень рекомендуемых поставщиков этих соцуслуг. Реестр будет доступен на сайте.
«Человек, зайдя на сайт, увидит, что ему надо, и всегда сможет, конечно, при подтвержденном медицинском заключении, получать эти виды услуг. Мы видим, что пожилые люди или люди, которые нуждаются в реабилитации, приходят в реабилитационное учреждение, где ему все объясняют. Здесь ему будет заранее прописано, что, когда и сколько надо», — говорит чиновник.
Другими словами, чиновники рассчитывают перевести в электронный вид контроль за социальными услугами, большая часть пользователей которых — пенсионеры, не являющиеся самыми активными пользователями компьютера.
Законом предусматривает оказание и услуг, не относящихся к социальным. Сюда можно занести медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь. Социальное сопровождение могут на себя взять частные компании.
Список гарантированных государством социальных услуг
По словам Валиуллина, будут информатизированы все процессы в секторе — начиная от подачи заявления в электронной форме, заканчивая формированием информационных систем в сфере социального обслуживания. Такие системы могут представлять собой реестр поставщиков социальных услуг, а также регистр получателей социальных услуг.
Реестр поставщиков будет размещен на официальном сайте министерства труда.
Появятся и новые виды социальных услуг — так называемые срочные социальные услуги, социальные услуги на дому детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются. Эти услуги коснутся семей, воспитывающих детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения. Таких детей в республике более 5 тыс.
Срочные социальные услуги включают в себя:
1. Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3. Содействие в получении временного жилого помещения;
4. Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5. Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6. Иные срочные социальные услуги.
Возрастет число получателей социальных услуг на бесплатной основе. С 2015 года льготниками станут и те, чей доход ниже 1,5 величин прожиточного минимума. В Татарстане на душу населения он составляет 6 961 рубль. Это порядка 150 тыс. граждан республики, чей возраст приходится на пенсионный, и еще 60 тыс. инвалидов трудоспособного возраста.
По закону предусматривается оказание социальных услуг на основе государственно-частного партнерства. Компания, прошедшая по критериям, может быть включена в реестр рекомендуемых для обращения поставщиков.
В НКО пока не знают, насколько удобным для организаций будет участие в реализации закона, — неизвестны ни условия прохождения в реестр, ни лимит на количество участников.
«В практике пока нет подобных примеров. Хотя мы являемся общественной организацией, получающей гранты, разработанные специально для НКО. Мы состоим в реестре социально ориентированных НКО республики. Интересно узнать, какой будет порог прохождения в подобный реестр, потому что оказание определенного вида социальных услуг тоже строго регламентируется государством.
Пока сложно сказать, сможем ли мы пройти отбор, потому что при оказании, к примеру, медицинских услуг, необходимо соответствие критериям категории", — говорит программный директор общественной организации родственников наркозависимых «Вера» Альберт Зарипов.
Представить законопроект и механизмы его реализации в Татарстане перед общественностью и НКО министр труда республики должен 10 декабря.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: