Новости
06 Февраля 2012, 14:46

Социальная справедливость и система избирательного права

В наше время социальных и правовых реформ возможны самые различные законотворческие инициативы, в том числе, весьма экзотические. В частности, некоторые общественные деятели, скептически оценивая перспективы выборов в России, сегодня публично заявляют, что всеобщее избирательное право отныне нельзя оценивать как несомненную гуманитарную и правовую ценность.

Б.Пантелеев Достигнув определенного возраста, все дееспособные граждане обретают право избирать и быть избранным. Но, как сказала 12 ноября 2011 года ведущая программы «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, не каждый заслуживает право быть избирателем. Этим правом должен быть наделён лишь тот, «кто платит хоть на копейку больше налогов, чем получает дотаций от государства».

В Интернете разворачивается активная дискуссия: является ли сегодня абсолютным благом всеобщее избирательное право в принципе или это своего рода нежелательное обременение? Нужно ли пересмотреть некоторые фундаментальные принципы социальной справедливости применительно к политической сфере жизни? «Если ваше общество состоит из собственников и ответственных граждан, как в Швеции или в Израиле, где граждане чрезвычайно ответственны, то даже при высоком уровне социальных гарантий в его главе окажется ответственный политик. Если ваше общество состоит из людоедов, как в Африке, или люмпенов, как в России, то на выходе вы получаете президента-людоеда или президента-люмпена», — настаивает Латынина.

С её точки зрения, это некое случайное историческое условие, которое сложилось в Европе в конце XIX века, в основном, благодаря росту массовых армий, которое вызвало, в свою очередь, приход к власти фашистов, национал-социалистов и социалистов. Оно ведёт к государству всеобщего социального обеспечения. «Сегодня это чрезвычайно опасно даже для богатых обществ. Для бедных оно приводит к диктатуре, как только найдётся политик достаточно беспринципный, чтобы сказать народу, что если мы всё разделим на всех, то у всех будет всё. В результате, конечно, получается, что все есть только у него, а у всех есть шиш, но это уже происходит потом, когда политик пришёл к власти. И если демократия означает всеобщее избирательное право, то да, я против демократии. Я за власть собственников. Называйте это „ктиторократией“ — от древнегреческого „ктитор“, то есть собственник. Называйте как угодно. Я за то, чтобы избирательное право в явном или скрытом виде принадлежало только собственникам и налогоплательщикам», — утверждает Латынина.

В связи с этим сам принцип социальной справедливости и тотальной защиты от всякой дискриминации в контексте активного и пассивного избирательного права ставится под сомнение, что обосновывается спецификой современного понимания проблемы в мире, вызванной деградацией массового электората.

Апология неравенства в СМИ в принципе перестаёт рассматриваться как нарушение кодекса этики современного журналиста. Примеров широкой дискуссии и эффективных механизмов корпоративного реагирования на подобные злоупотребления свободой слова наше гражданское общество пока не даёт, в том числе и в период выборов.

Таким образом, следует признать, что социальная справедливость очень хрупка, а идея неравенства людей по самым различным признакам уходит своими корнями в глубину веков. Некоторые серьёзные исследователи до сих пор пытаются доказать, что неравенство, культ силы и боязнь чужака в социальной жизни являются совершенно естественными как реализация глубинных биологических и психологических различий каждого индивидуума. Называть такой подход дискриминационным и несправедливым ранее просто никому не приходило в голову, поскольку он логично вписывался в общий фундаментальный принцип борьбы за выживание, где повсеместно торжествовало право сильнейшего. Насилие в решении любых вопросов жизнеустройства считалось естественной и безальтернативной нормой жизни.

Теоретики разделили эволюцию эгалитарной идеи на несколько этапов:

  • Исторически первым пониманием был лозунг равенства всех людей в потреблении. К сожалению, проблема «равенства желудков» всё ещё актуальна, поскольку даже продовольствие распределено по планете крайне неравномерно и значительная часть землян по-прежнему голодает.
  • Однако затем было признано, что для надлежащего прогресса необходимо задуматься и о следующем этапе — равенстве в стартовых возможностях. На практике это означает не только уравнивание в минимальных жизненных потребностях, но и предоставление всем примерно одинаковых шансов для развития, ломка кастовых и классовых барьеров. В настоящее время и эта ступень развития считается уже недостаточной.
  • Для полноценного развития демократического рыночного государства необходимая цель — обеспечение на практике реального равенства всех перед законом и судом. Такое понимание принципа равенства нашло закрепление в ч.1 ст. 19 Конституции России.

В связи с этим роль правосудия в жизни современного общества неизмеримо возрастает. Процесс совершенствования действующего уголовного, гражданского, административного законодательства является естественно необходимым, бесконечным и многосложным. Но судебная реформа явно затянулась и её предварительные итоги многих разочаровывают. Правовой нигилизм торжествует в самых различных сферах общества. Наиболее ярко все проблемы современного общества высвечиваются в период выборов. Но теперь и сами действующие выборные процедуры стали уже предметом яростных дискуссий.

Новым фактором информационного освещения текущей избирательной кампании стали многочисленные призывы, транслируемые традиционными СМИ и особенно сетевыми изданиями, о бесперспективности участия оппозиционных сил в современных выборах в силу предопределённости их результатов даже при честном подсчёте голосов. Такие выводы в так называемом «Рублёвском манифесте обосновываются тем, что жизненные интересы большинства населения России примитивны, связаны с борьбой за элементарное выживание и прямо противоречат идеям развития и модернизации страны, что требует известных усилий, напряжения и жертв. В связи с этим, некоторые авторы выдвинули и активно обосновывают теорию об отмене всеобщего избирательного права, запрете на участие в выборах для всех, кто получает из бюджета «хотя бы на рубль больше, чем уплачивает налогов». Эта теория уже пользуется определённой популярностью, активно обсуждается в СМИ и её развитие может занять существенное место в политических дискуссиях в ходе предстоящих выборов и после них. В частности, есть большая доля вероятности, что именно её возьмут на вооружение проигравшие выборы политики, отчаявшиеся решать споры в рамках действующего закона.

Предполагается насущной потребностью разобраться с истоками борьбы с эгалитаризмом, провести исторический и сравнительный анализ становления всеобщего избирательного права, учесть все существующие исключения из этого принципа с позиций возможности или невозможности расширения действующего перечня. Необходимо заново логично увязать важность данного принципа с другими конституционными основами современного демократического правового государства, рассмотреть его в контексте современного понимания дискриминации в Конституции России 1993 года и Акта о равенстве Великобритании 2010 года. Подтверждение для такого подхода к пониманию социальной справедливости и определения политкорректности можно найти в современном международном праве. В частности, многие Декларации ООН и Конвенции Совета Европы очень часто ссылаются на так называемые «дух закона», «дух терпимости и понимания», а также на «особые формы позитивных действий, направленных на преодоление дискриминации и нарушений прав человека». Что это, если не особые стандарты, более важные и современные, чем порою экзотические моральные нормы, но не получившие по различным причинам закрепления в «букве закона»?

Полученные выводы важно оперативно оформить в доступном для СМИ виде и использовать в ходе научных и практических дискуссий. Принципиально необходимо срочно довести до сведения широкой общественности всю пагубность возврата к «имущественному цензу» и другим дискриминационным рудиментам прошлого.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: