«В 2000 г. мы прогнозировали, что максимальное количество сотовых абонентов в России может достигнуть 15 млн. человек», — вспоминает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Но сейчас сотовой связью пользуются уже 59 млн. россиян, а концу года, считает аналитик исследовательской компании iKS Consulting Оксана Панкратова, сотовых абонентов будет около 70 млн. Уровень проникновения сотовой связи (отношение количества sim-карт к численности населения) к концу сентября составил, по оценкам ACM-Consulting, 41% — вдвое больше, чем год назад.
Аналитики ожидают насыщения российского сотового рынка в 2007 г., когда проникновение достигнет 80%. «Это не означает, что у 80% населения будет сотовый телефон, — предупреждает Погребинский. — Многие пользуются несколькими sim-картами одновременно». А Оксана Панкратова из iKS-Consulting отмечает, что проникновение будет неравномерным: в одних регионах оно превысит 100%, а в других составит около 40−50%.
Темпы расширения рядов сотовых абонентов в этом году начнут снижаться, считают аналитики. Если в 2003 г. их число выросло в два раза, то в этом году, по их прогнозам, рост составит 90−95%, а в 2005 г. — лишь 33−35%. Однако в сентябре, говорит Погребинский, операторы поставили абсолютный рекорд по подключению новых абонентов. За всю историю сотовой связи в России 3,4 млн. новых абонентов за месяц не появлялось ни разу.
Операторы объясняют свои успехи в основном причинами сезонного характера. В сентябре многие возвращаются из отпусков, а дети идут в школу, напоминает пресс-секретарь МегаФона Марина Белашева. «Третий квартал — традиционно один из лучших, а этот квартал — один из лучших в одном из лучших годов», — говорит аналитик «Тройки Диалог» Евгений Голосной. Директор по связям с общественностью ВымпелКома Михаил Умаров считает, что лепту в развитие рынка внесли регионы. «Региональные сети развиваются крайне динамично», — говорит он. Директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский добавляет, что «тарифы в реальном выражении становятся все более доступными».
Лидерство по чистым подключениям абонентов (общее число подключений минус отток) в сентябре сохранил ВымпелКом. По оценкам ACM-Consulting, общероссийская доля этой компании увеличилась до 41% по сравнению с 38% за август. Еще более значительно выросла доля МегаФона — с 24% до 29%. Марина Белашева объясняет успехи своей компании высокими продажами тарифного плана «Первый федеральный», которые начались в сентябре. Доля МТС в чистых подключениях сократилась с 28% до 24%. Андрей Брагинский связывает это с тем, что ВымпелКом, главный конкурент его компании, работает в большем количестве регионов, чем сама МТС. «Наша сеть охватывает 72 региона, а сеть МТС — лишь 63», — подтверждает Умаров. Впрочем, до конца года МТС обещает запустить более 10 новых региональных сетей.
Августовское лидерство ВымпелКома по чистым подключениям аналитики объясняли решением проблемы нехватки номеров, из-за которой оператор в июне сократил период хранения заблокированных номеров с шести до двух-пяти месяцев в зависимости от региона. Тогда ВымпелКому пришлось списать в отток не только абонентов, в последний раз воспользовавшихся связью в декабре 2003 г., но и тех, кто перестал говорить по телефону в январе. В результате по итогам июня компания продемонстрировала чистый отток клиентов. По словам вице-президента по международным связям ВымпелКома Валерия Гольдина, в сентябре период хранения заблокированных номеров в Москве увеличился до четырех месяцев. Впрочем, на сентябрьские успехи компании решение проблемы с дефицитом номеров почти не повлияло, считают Оксана Панкратова и Антон Погребинский.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: