Примерно $ 20 млн. в год — столько, по оценкам операторов «большой тройки», ежегодно недоплачивают клиенты. Сейчас операторы могут воздействовать на должников только через суд, но этот метод не очень эффективен, признают в компаниях. Многие люди попросту игнорируют повестки в суд. «Кроме того, не со всеми абонентами, подключающимися по предоплатным тарифам, заключается контракт, поэтому им трудно предъявить претензии», — замечает пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова.
Вчера МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» объявили, что с 1 июня начнут вносить информацию о недобросовестных клиентах и мошенниках в черный список. «Мы давно хотели создать такой список, но мешало отсутствие закона „О кредитных историях“, вступающего в силу с 1 июня и позволяющего передавать информацию о должниках третьим лицам», — говорит директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. Вести базу неблагонадежных клиентов сотовых операторов будет «Национальное кредитное бюро» (НКБ).
С июня в абонентских контрактах сотовых компаний появится предупреждение о возможности включения абонента в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. Это изменение не коснется подключившихся раньше.
«ВымпелКом» будет считать злостными должниками тех, кто не оплатит счет в течение 60 дней (для кредитных тарифов) или 30 дней (для предоплаченных) с момента его выставления. А МТС и «МегаФон» установили единый срок 60 дней для всех форм оплаты. Попавшего в черный список абонента не лишат доступа к услугам сотовой связи, ведь по закону о связи оператор не может отказывать в подключении, замечает гендиректор НКБ Владимир Малеев. Однако контроль над счетами таких клиентов будет многократно усилен, отмечает он. «Оператор может установить неблагонадежному абоненту лимит на пользование международным роумингом или подключать его только по предоплаченному тарифу», — приводит примеры Нефедов.
Сотовые компании надеются с помощью черного списка дисциплинировать своих абонентов. «Это будет своего рода предупредительный знак», — говорит советник генерального директора «МегаФон-Москва» Роман Проколов. Действительно, восемь из 12 бывших неплательщиков, опрошенных «Ведомостями», сказали, что теперь они задумаются, стоит ли выбрасывать sim-карту с задолженностью. «Существование черного списка будет страшить, как когда-то страшило исключение из комсомола», — говорит один из опрошенных. Правда, другая абонентка признается, что продолжит так делать, пока не узнает о том, что система все-таки налажена и уже есть первые жертвы.
Но легкомысленное отношение к оплате сотовых счетов может испортить и кредитную историю. «Ведь один только факт, например, что заемщик вовремя не оплатил свои мобильные переговоры, может насторожить банк», — говорит Остроухова. В пресс-службе Home Credit & Finance Bank, выдающего потребительские кредиты, проявили интерес к черному списку сотовых операторов. «Предоставляя кредит, мы хотим получить как можно больше сведений о финансовом поведении заемщика», — говорят в банке. О том же сказал и директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев: «Любой организации, предоставляющей кредиты, будет интересна информация о людях, которые не выполняют свои денежные обязательства».
Абонентов такая перспектива всерьез встревожила. «Уж лучше сейчас заплатить по задолженности, чем потом не купить квартиру только потому, что банк не даст мне кредит», — замечает один из опрошенных.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: