Новости
27 Марта 2012, 09:13

Служба собственной безопасности забраковала 15 тысяч кандидатов в полицейские

Трагический случай в казанском отделе внутренних дел «Дальний», буквально взорвал общественное мнение. Самый больной вопрос: насколько эффективной оказалась внеочередная аттестация в полиции? Почему различные проверки, тестирования и прочие «фильтры» не выявили среди сотрудников подозреваемых? О том, как правоохранители выявляют недобросовестных сотрудников полиции, рассказал «Российской газете» начальник Главного управления собственной безопасности МВД РФ генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов.

В целом полиция Татарстана на неплохом счету

Юрий Драгунцов — Юрий Владимирович, как получилось, что люди, склонные к жестокости и насилию, оказались аттестованными на полицейские должности? Куда смотрела служба собственной безопасности?

— Служба собственной безопасности смотрела в правильном направлении. В том же отделе «Дальний» еще до ЧП по представлению наших сотрудников против трех полицейских были возбуждены уголовные дела, шесть человек — уволены, в том числе и прежний начальник отдела. Более того, на троих из четверых ныне арестованных сотрудников, мы дали отрицательные рекомендации во время переаттестации.

— Но почему же их все-таки аттестовали?

— К нашему мнению почему-то не прислушались. Напомню, в аттестационную комиссию входят более десятка человек. Помимо полицейских это — представители местной власти, общественности, других правоохранительных структур и спецслужб. Такой состав нужен для большей объективности, чтобы не было однобоких выводов. И решение принимается большинством голосов, в то время, как мнение службы собственной безопасности носит лишь рекомендательный характер. В тот раз членам комиссии показались более убедительными положительные характеристики на этих кандидатов, составленные их непосредственными руководителями.

— Полиции Татарстана теперь предстоит новая переаттестация и чистка рядов?

— Личному составу отдела «Дальний» — да, там все сотрудники выведены за штат. А всю республиканскую полицию еще раз пропускать через эту процедуру нет смысла. В целом полиция Татарстана на неплохом счету. Например, здесь раньше, чем в Москве стали оснащать системами видеонаблюдения дежурные части, предложили даже прикреплять к лацкану некоторых категорий сотрудников — оперативным дежурным, сотрудников ГИБДД — портативные видеокамеры. Чтобы каждый шаг полицейского в течение дежурства был записан. Любая попытка «подчистить» запись влечет взыскание и служебное расследование — может, сотрудник взятку в этот момент вымогал, заявление у гражданина не принял, нагрубил, полномочия превысил, с маршрута отклонился. Такой контроль — эффективная борьба с коррупцией и злоупотреблениями, с одной стороны, а с другой — поможет защитить сотрудников от ложных обвинений в превышении должностных полномочий.

— Предложение внедрили?

— Все упирается в деньги. Но со временем — все будет. И знаете что крайне важно в этой ситуации. Осознавая всю тяжесть момента и наступление самых неприятных себя последствий, глава республиканской полиции Асгат Сафаров даже не пытался скрыть происшедшее. И не выгораживал своих подчиненных — мол, они же преступление раскрыли, вора-рецидивиста поймали… Это и есть свидетельство того, что ситуация в министерстве пусть медленно, но принципиально меняется в лучшую сторону.

— Так, все-таки, погибший совершил кражу в магазине?

— Да, это видно на видеозаписи. Разумеется, это никак не оправдывает действия полицейских, теперь уже — бывших.

Служба собственной безопасности забраковала 15 тысяч кандидатов в полицейские

— А вообще, внеочередная переаттестация стала шоком для сотрудников?

— Думаю, что само министерство, и в частности служба собственной безопасности, начали к ней готовиться за полгода. Другое дело, что сама реформа всей системы МВД — беспрецедентная. И в ходе ее действительно осуществлена масштабная кадровая «зачистка», через которую прошли все без исключения службы и подразделения. При этом активными участниками этого процесса стали структуры гражданского общества, которые впервые стали полноправным субъектом политики обеспечения законности. Так, на «горячую линию» в ГУСБ МВД России ежедневно поступало до 30−40 обращений по фактам правонарушений, совершаемых сотрудниками. Общественность требовала учитывать эти сведения в ходе переаттестации. Нами проводились все необходимые проверочные мероприятия. Всего же в 2011 году граждане обратились в службу собственной безопасности 35 тысяч раз.

— Многих ваша служба, так сказать, отсеяла?

— Многих. За период проведения внеочередной аттестации службой собственной безопасности проведено более 490 тысяч согласований кандидатов на должности в органах полиции. При этом, в 15 тысячах случаев на основе оценки имеющейся информации, даны отрицательные рекомендации. Особо отмечу, что последняя цифра касается преимущественно руководителей различного уровня. Она не учитывает тех, кто не дожидаясь предупреждения, уволились сами, либо по инициативе своего руководства.

Проблема, которая существовала десятилетия, в одночасье не исчезнет

— Вы считаете достаточными те меры, которые принимаются для наведения в полиции порядка?

— Считаю, что они адекватны. Прежде всего, начала функционировать принципиально новая система учета правонарушений, совершаемых личным составом органов внутренних дел. Так, в частности, как особо отягчающее обстоятельство введено понятие систематического укрывательства должностных правонарушений сотрудников от учета. При установлении такого факта службой собственной безопасности, он однозначно оценивается, как серьезный должностной проступок руководителя органа и подразделения, дающий основания для его внеочередной аттестации, вплоть до увольнения в дисциплинарном порядке.

Кроме того, эта система впервые стала специальным информационным массивом, централизованным на федеральном уровне. Исключительное право доступа к нему предоставлено только службе собственной безопасности, что исключает возможность утечки сведений, а также их использование в противоправных целях и для воспрепятствования профессиональной деятельности других сотрудников.

Функционирует система декларирования сотрудниками сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Опыт применения на практике этой системы продемонстрирован в процессе внеочередной аттестации. Конечно, были объективные сложности, в частности, в аспекте проверки информации о наличии у полицейских и членов их семей в собственности объектов недвижимости за пределами России. Однако, в этой связи следует отметить хороший опыт международного полицейского сотрудничества.

Фамилии называть не стану, в основной массе они в ходе переаттестации сами покинули систему, не дожидаясь особого приглашения.

Более того, развивая алгоритм применения системы декларирования, разработан приказ МВД России, детально регламентировавший порядок и этапность взаимодействия службы собственной безопасности и подразделений по борьбе с экономической преступностью и коррупции, а также кадровых аппаратов.

В рамках межведомственного сотрудничества развивается и практика взаимодействия служб собственной безопасности всех правоохранительных ведомств в части оперативного получения информации не только о правонарушениях, но и так называемом «внешнем проявлении коррупции». Например, сведения о дорогостоящих покупках сотрудников органов внутренних дел, о крупных денежных расходах, не соответствующих зарплате полицейского.

— После внеочередной переаттестации стало ли в полиции меньше взяточников, предателей?

— Безусловно. Но нужно быть реалистом. Проблема, которая существовала десятилетия, в одночасье не исчезнет. Так не бывает — переключил тумблер и полиция сразу же изменилась. Здесь — живые люди, с ними предстоит еще много работать, учить, воспитывать. Да, приходит новое поколение сотрудников, несомненно, полиция оздоравливается. Статистика это подтверждает. Так, в прошлом году сотрудники полиции совершили 5021 преступление — не путать с правонарушениями. Снижение, по сравнению с позапрошлым годом, на 6,3 процента. Из них общеуголовных — 2018 преступлений (меньше на 2,8 процента), коррупционных — 3002 (меньше на 8,6 процента).

То есть, фактов взяточничества зафиксировано 687, злоупотребления служебным положением — 368, превышения должностных полномочий — 935. Причем, 86 процентов всех преступлений выявляют именно ведомственные подразделения собственной безопасности.

— А какова была картина до переаттестации?

— Были периоды, когда мы фиксировали рост преступлений до 15 процентов в год. Потом ситуацию переломили, пошел спад на 4 — 5 процентов.

Конечно, любой, даже единичный факт нарушения закона, будь то дисциплинарный проступок или преступление, совершенное сотрудником, вызывает сомнение в эффективности системы ведомственных мер обеспечения законности. Но и общественность не должна оставаться в стороне. Для службы собственной безопасности крайне важна прямая связь с обществом. Ведь проблема насилия прежде всего социальная. Возьмите казанский случай: этим парням по 22−25 лет. Еще один «привет из 90-х», они в органы внутренних дел попали не с Марса, а из наших школ, дворов и улиц, хотя это не отменяет необходимости ижесточения и периодизации психологических проверок в ОВД.

Чем полезен опыт зарубежных коллег

— Сравниваете ли вы работу своей службы с деятельностью зарубежных коллег?

— Обязательно. Изучение практики деятельности ведущих полицейских ведомств мира показал, что поддержание внутренней законности по основным аспектам у них схоже с системой, созданной в органах внутренних дел России.

— У них есть, чему поучиться?

— Есть. Но и у нас — тоже. Вот мы привыкли кивать на Америку. Однако, при одинаковой примерно численности полиций Нью-Йорка и Москвы, служба собственной безопасности у них втрое больше. При этом увеличивать наши подразделения мы не планируем — справляемся наличными силами. Вообще, слепое подражание далеко не всегда целесообразно, прежде всего, ввиду различий в правовых системах наших государств, организационно-штатного построения МВД, а также географических особенностей страны.

— Но что-то все же заслуживает внимания?

— Конечно, целый ряд элементов профилактики нарушений законности, практики деятельности служб собственной безопасности полицейских ведомств требуют внимательного изучения и детальной проработки.

Например, при обеспечении государственной защиты сотрудников полиции заключение специального соглашения — контракта с защищаемым лицом. Так, в частности в Австрии и Словаки, государство берет на себя обязательства обеспечения безопасности защищаемого и членов его семьи, оказания помощи при переселении, устройстве на работу, обучении, получении медицинского и социального обеспечения. При этом, защищаемый юридически обязуется исполнять все рекомендации и требования полиции, предоставлять всю имеющуюся информацию, значимую для осуществления госзащиты, соблюдать условия конфиденциальности и конспирации, прекратить все контакты как с родственниками, оставшимися вне программы, так и со всеми знакомыми, не допускать никаких действий, которые могут поставить под угрозу его безопасность. В случае неисполнения гражданином условий контракта, его защита прерывается и взыскивается неустойка в пользу государства.

Другой полезный опыт — уволенный за коррупцию полицейский лишается прав на получение льгот и социальных гарантий, предоставляемых пенсионерам полиции.

В Германии, например, действует такая мера, как «увольнение с запретом на трудоустройство в системе государственной службы». Это — дисциплинарная дисквалификация, что автоматически лишает человека привилегий, связанных со статусом полицейского, включая право на повышенную пенсию.

Во Франции при установлении причастности сотрудника к фактам коррупции, предусмотрена возможность увольнения его со службы по отрицательным мотивам либо досрочный выход на пенсию. В этих случаях, автоматически аннулируются трудовой стаж службы в полиции и, соответственно, начисленная сумма пенсионного довольствия.

В некоторых странах применяются дополнительные меры стимулирования профессионального отношения к исполнению служебных обязанностей и обеспечения ротации личного состава полиции.

Так, например, для сотрудников полиции Словакии установлена полная компенсация затрат на проживание на время исполнения служебных обязанностей в другом регионе, в том числе на решение социально-бытовых вопросов членов семьи. В том числе — возможность получения беспроцентных кредитов как от государства, так и от профсоюзной организацией полиции, обеспечение санаторно-курортного лечения, в том числе за пределами государства.

А еще зарубежные коллеги активно используют возможности средств массовой информации и сети Интернет для профилактики правонарушений сотрудников полиции.

Так, ДВБ МВД Украины с определенной периодичностью размещает на своем официальном сайте информацию о мерах по укреплению законности, о результатах некоторых проверок.

Управление Генеральной инспекции МВД Франции через СМИ и официальный сайт собирает отзывы граждан о деятельности территориальных органов полиции.

Российская газета (в сокращении)

Новости
28 Марта 2024, 13:21

Доходы консолидированного бюджета Татарстана составили ₽83,32 млрд По итогам января-февраля 2024 года

При годовом плане в 467,9 млрд рублей.

По итогам двух первых месяцев 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана составили 83,32 млрд рублей при годовом плане в 467,9 млрд рублей. Об этом сообщает минфин региона.

Налоговые и неналоговые поступления за январь-февраль 2024 года составили 69,23 млрд рублей, включая налог на прибыль — 40,9 млрд, налог на товары, работы и услуги — 6,64 млрд, налог на совокупный доход — 1,14 млрд и налог на имущество — 12,7 млрд. Безвозмездные поступления составили 14 млрд рублей. Также бюджет получил 663,5 млн рублей по статье «Штрафы, санкции, возмещение ущерба».

Напомним, в январе доходы консолидированного бюджета Татарстана составили 26,81 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: