Накануне в Казани прошло заседание Совета директоров ОАО «Татнефть» под председательством главы Татарстана Рустама Минниханова, на котором была одобрена программа по сланцевой нефти на 2014 — 2015 годы, а также утверждена структура создания полигона сланцевой нефти доманиковых отложений Татарстана.
Важность разрешения вопросов, связанных с добычей сланцевой нефти, трудно переоценить.
Еще два месяца назад на встрече с руководителями республиканских СМИ глава Татарстана, назвав сланцевую нефть «вопросом будущего», подчеркнул, тем не менее, что «это наше будущее, и в этом вопросе тоже надо работать по части технологий, смотреть на 50 лет вперед».
В начале января на своей первой пресс-конференции в качестве гендиректора ОАО «Татнефть» Наиль Маганов предположил, что трудноизвлекаемые запасы сланцевой нефти могли быть вовлечены в промышленную разработку через 5−10 лет.
«Сейчас же хотим понять, как мы это сможем сделать эффективнее и экономичнее», — сказал Маганов.
Отметим, что извлекаемые запасы сланцевой нефти в РТ на сегодняшний день оцениваются примерно в 192 млн тонн. Если считать доманиковые отложения в запасе плюс ресурсы, то получится около 1 млрд тонн. Но это приблизительная оценка, ведь может быть еще больше…
Как видим, цифры немаленькие.
Актуальность поиска сланцевой нефти в Татарстане определяется, прежде всего, ухудшением структуры запасов и снижением товарных качеств добываемой нефти. Поскольку сланцевые поля и низкопроницаемые толщи содержат, как правило, легкую, малосернистую нефть, ее можно было бы смешивать с высокосернистой татарской нефтью, повышая ее товарные качества. То есть, открытие и разработка месторождений сланцевой нефти в республике может в корне изменить экономическую ситуацию.
Стоит отметить, что сланцы распространены в Татарстане больше, чем нефть. Они есть по всей территории республики. Но все они находятся на разных стадиях развития. Эксперты отмечают, что прежде всего надо изучать степень их зрелости, объем органического вещества… Ведь и в США на сланцевых плеях их продуктивность и нефтеносность весьма неоднородны, есть участки почти «пустые», а есть так называемые «сладкие пятна». Основная проблема в том, как их искать, прогнозировать, оценивать сосредоточенные в них ресурсы.
Между тем, первая татарстанская сланцевая нефть из доманиковых отложений уже добыта.
Об этом порталу TatCenter.ru в эксклюзивном интервью рассказал заместитель генерального директора — главного геолога ОАО «Татнефть» Раис Хисамов.
«По скважине № 1144 Бавлинского месторождения сделали каротажные исследования, определили, что есть такие объекты (доманик), потом сделали перфорацию специально как для сланцевой нефти, затем провели вертикальный гидроразрыв. Был составлен проект разработки этого месторождения, и скважина запущена в эксплуатацию. Она сегодня работает с суточным дебитом 11 тонн. Уже около 1000 тонн нефти добыли по ней, — пояснил Хисамов и добавил, что там же уже сделана и вторая скважина. — Сейчас идет ее освоение, скважина работает. По этим скважинам сделаны проекты на бурение горизонтальных скважин для проведения многозонального гидроразрыва».
Тест-полигон сланцевой нефти доманиковых отложений, по словам Хисамова, создан для отработки технологий геологического изучения отложений, правильной оценки запасов и проведения гидроразрывов. Разработка, как оказалось, идет не только в Татарстане, а вот база будет располагаться именно в нашей республике.
«Полигон не ограничен какими-то границами, речь идет о разработке доманиковых отложений не только в Татарстане, но и по всему Волго-Уральсокму региону, вплоть до Ямало-Ненецкого округа и Прикаспия. Но база полигона будет располагаться в Татарстане. Аналогичные по скважине № 1144 мы ведем в Самарской и Оренбургской областях, — пояснил Хисамов и добавил, — Нам надо понять, составить технико-экономическое обоснование выгодности добычи такой нефти, вообще, „стоит ли овчинка выделки“?»
Побеседовать корреспонденту портала TatCenter.ru удалось и с консультантом президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, профессором Казанского (Приволжского) федерального университета Ренатом Муслимовым.
«Говоря о сланцах Татарстана, замечу, что это не сланцы в классическом понимании этого слова, как в Америке. Это плотные, карбонатные породы. Поэтому мы назвали «Программа «Нефтегазоносные сланцы и подобные им отложения». И хотя сейчас в Америке уже в одну кучу сложили и эти породы, но все-таки, в основном, они работают по чистым, классическим сланцам», — прояснил ситуацию Ренат Муслимов и добавил, что республика «должна заниматься исследованиями».
По мнению эксперта, Татарстан в лабораторных исследованиях отстает от Америки «лет на 30−40». Чтобы приблизиться к американцам, необходимы и лабораторные методики, и аппаратура…
«Нужно увеличивать ассигнования не в десятки, а в сотни раз. Самое главное — нужны их методы. Надо туда посылать молодых ребят месяца на 3−4 на обучение. Мы же сейчас находимся только в начале пути, — заявил Муслимов и рассказал про американскую базу данных Международных Сланцевых Консорциумов (Североамериканский Сланцевый Консорциум и Глобальный Сланцевый Консорциум), где состоят десятки крупнейших нефтегазовых компаний, и их работу. — Нам надо полностью с ними кооперироваться и учиться у них. Все это приходится делать с начала, и наверстать то, что они делают уже на протяжении 15−20 лет…».
В завершение разговора Ренат Муслимов пояснил, что в Академии наук РТ составлена программа оценки перспективности сланцевых отложений на территории Республики Татарстан. Программа рассчитана на 2013−2015 годы. Ее авторы — ученые АН РТ, специалисты института ТатНИПИнефть, ОАО «Татнефть» и Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). В программе, по словам Муслимова, имеется три раздела: изучение, выбор полигона и бурение на этом полигоне пары горизонтальных скважин.
Портал TatCenter.ru будет следить за развитием сланцевой добычи в РТ.
Альберт Бикбов,
Руководитель аналитического отдела
Фото: пресс-служба президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: