«В настоящий момент никаких переговоров с „Татнефтью“ по этому вопросу не ведется. Мы в прошлом году завершили технические исследования на этот счет. С учетом падения мировых цен на нефть разработка запасов битума сейчас не представляет коммерческого интереса. Мы пришли к обоюдному решению этот проект не реализовывать», — подчеркнул он журналистам.
Сотрудничество Shell и «Татнефти» в области разработки тяжелой (битумной) нефти в Татарстане, соглашение о котором стороны подписали еще в сентябре 2007 года, должно было стать одним из самых амбициозных проектов татарстанской нефтяной компании. Ее основной актив — месторождение Ромашкино разрабатывается уже более 60 лет. Однако, несмотря на то что оно по-прежнему дает в год более 15 млн. тонн «черного золота», что составляет половину объемов, добываемых в республике, месторождение сильно истощено. А полноценной замены ему нет.
Поэтому проект разработки битумов, залежи которых только в самой республике оцениваются в размере от 1,4 до 7 млрд. тонн, наряду с проектами по добычи нефти на территориях, прилегающих к Татарстану, и в Ненецком автономном округе, имеет для «Татнефти» принципиальное значение с точки зрения обеспечения собственной сырьевой безопасности.
Поэтому еще в 2006 году на Ашальчинском месторождении ТН попыталась добывать сверхвязкую нефть парогравитационным методом и к моменту подписания соглашения с Shell добыла ее 7 тыс. тонн. Такой результат не удовлетворил татарстанских нефтяников, и они резонно надеялись, что западная компания, имеющая опыт эффективной добычи битумов, например, в Канаде, поделится с ними секретами своей технологии и разделит инвестиционные риски. Казалось, дело идет на лад, и в мае 2008 года, будучи в Казани, Крис Финлейсон сообщил, что разработка технико-экономического обоснования проекта закончена и стороны согласуют юридические и экономические вопросы по созданию совместного предприятия «Татнефти» и Shell. Успеху этих переговоров, по идее, должно было способствовать и неожиданное появление в качестве претендента на разработку татарстанских битумов еще одного мирового игрока — компании Chevron Neftegaz Inc. Однако этого не случилось.
По имеющейся у издания информации, основным камнем преткновения между Shell и «Татнефтью» стали условия создания совместного предприятия (СП) по разработке битумных месторождений. Планировалось, что на первом этапе работы СП будет разрабатывать месторождения на территории Черемшано-Бастрыкского лицензионного участка, совокупные запасы которого оцениваются в 50 млн. тонн, извлекаемые — в 26 млн. тонн.
По оценкам ТН, к 2017 году в рамках СП добыча могла составить около 1,5 млн. тонн высоковязкой нефти в год. Shell предлагала перевести лицензии на эти месторождения на совместное предприятие на основе выпуска акций. Но для ТН подобный вариант оказался неприемлем, поскольку мог привести к потере или разделению контроля в отношении добычи традиционной нефти, так как битумные пласты залегают на одних и тех же участках, что и обычная нефть. Поэтому татарстанская компания готова была предложить иностранному партнеру только операторское соглашение.
С Chevron создание СП даже обсудить не успели: эта нефтяная компания провела оценку предложенных ей для разработки участков и пришла к выводу, что применяемая ею технология добычи нефти на подобных малодебетных участках (с запасами менее 200 тыс. тонн) будет низкорентабельной. В итоге «Татнефть» решила по-прежнему добывать свои битумы сама. По словам генерального директора компании Шафагата Тахаутдинова, из-за падения цены на нефть ТН в этом году на треть сокращает затраты на капитальное строительство и разведочное бурение.
Однако на Ашальчинском месторождении битумов, напротив, к трем имеющимся парам скважин планируется пробурить еще 27 пар горизонтальных скважин по технологии парогравитационного дренирования, 39 одиночных горизонтальных скважин и 69 вертикальных для технологии пароциклического воздействия. Как сообщил прессе главный геолог ТН Раис Хисамов, максимальную добычу сырья здесь планируется достигнуть к 2015 году и удерживать ее&nb
sp;на уровне 290 тыс. тонн в год в течение пяти лет.
Только в Татарстане сейчас выявлено более 450 месторождений и залежей сверхвязкой нефти с прогнозными запасами 7 млрд тонн. По Волго-Уральской нефтегазоносной провинции — 10,4 млрд тонн. Общие же ресурсы сверхвязкой тяжелой нефти, по разным оценкам, в России могут составлять 30−75 млрд. тонн. «Татнефть» претендует на роль «первопроходца» в их освоении. Эту роль ТН сейчас пытается подкрепить и федеральными ресурсами. После расстройства альянса компании с зарубежными партнерами республиканские власти Татарстана резко активизировали работу с Москвой по предоставлению своему нефтяному детищу льгот на добычу этого вида сырья.
На их взгляд, помимо нулевой ставки НДПИ на добычу битумной нефти этому проекту требуется бюджетное финансирование затрат на геологоразведку, финансирование из средств Инвестфонда строительства объектов внешней инфраструктуры в размере 12,2 млрд рублей, а также введение льготной ставки вывозной таможенной пошлины на синтетическую нефть, которая вырабатывается из природных битумов.
Также «Татнефть» предлагает организовать в России импортозамещающие производства оборудования для разработки месторождений битуминозной нефти по ее технологии. Для этого, по мнению этой нефтяной компании, нужно ввести налоговые льготы для предприятий, берущихся освоить производство буровых наклонных установок, парогенераторов и высокотемпературных насосов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: