Новости
06 Октября 2008, 09:32

Скважина для своих

Власти Татарстана отказались от помощи международных концернов при разработке битумных месторождений нефти. «Татнефть», крупнейший поволжский добытчик, собирается предложить партнерство в этом деле местным малым нефтяным компаниям.

Еще год назад в Татарстане чиновники и бизнесмены увлеченно говорили о перспективах совместной с иностранцами разработки битумных месторождений. Повод был воодушевляющий — в сентябре «Татнефть» (ТН) и Shell exploration company (подразделение нефтяной компании Shell) заключили соглашение о принципах стратегического партнерства по организации совместной разработки месторождений битумных нефтей в Татарстане. Спустя полгода руководство Татарстана и ТН провели консультации о направлениях и формах сотрудничества в области разведки, обустройства, разработки месторождений природных битумов и переработки этого сырья еще с одним мировым авторитетом — нефтяной компанией Chevron Neftegaz Inc.

В мае 2008 года посетивший Казань председатель концерна Shell в России Крис Финлейсон сообщил, что разработка технико-экономического обоснования проекта закончена и идет согласование юридических и экономических вопросов. Он назвал первоначальный объем инвестиций — $ 100−200 млн. и предположил, что совместное предприятие «Татнефти» и Shell будет создано на паритетных началах. Предполагалось также, что соглашение о стратегическом партнерстве между этими компаниями будет подписано в сентябре.

Но в конце сентября на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» Премьер-министр РТ, председатель совета директоров «Татнефти» Рустам Минниханов неожиданно для многих заявил, что «Татнефть» не достигла соглашения ни с Shell, ни с Chevron.

Не срослось

Говоря о причинах несложившегося сотрудничества, директор по связям с общественностью Shell в России Максим Шуб отметил, что, несмотря на принципиальную выполнимость проекта с технологической точки зрения, сторонам не удалось согласовать коммерческие условия его выполнения. Советник при Президенте РТ по вопросам недропользования, нефти, газа и экологии Ирина Ларочкина высказалась более конкретно: «Shell и Chevron — очень сильные компании, но так получилось, что предложенные условия не устраивали либо нас, либо их. А партнерство подразумевает компромисс. В итоге мы решили обойтись своими силами».

Журналу «Эксперт Волга» стало известно, что основным камнем преткновения стали условия создания совместного предприятия (СП) по разработке битумных месторождений. Планировалось, что на первом этапе работы СП будет разрабатывать месторождения на территории Черемшано-Бастрыкского лицензионного участка, совокупные запасы которого оцениваются в 50 млн. тонн, извлекаемые — в 26 млн. тонн. По оценкам «Татнефти», к 2017 году в рамках СП добыча могла составить около 1,5 млн. тонн высоковязкой нефти в год.

Shell предлагал перевести лицензии на эти месторождения на совместное предприятие на основе выпуска акций. Для ТН подобный вариант оказался неприемлем, поскольку мог привести к потере или разделению контроля в отношении добычи традиционной нефти, так как битумные пласты залегают на тех же участках, что и традиционная нефть. Поэтому татарстанская компания готова была предложить иностранному партнеру только операторское соглашение.

С компанией Chevron же создание СП даже обсудить не успели: эта НК провела оценку предложенных ей для разработки участков и в конце июля заявила об отказе участвовать в проекте. По словам источника в компании, запасы битумной нефти в изученных месторождениях не превышают 200 тыс. тонн. И применяемая Chevron технология добычи нефти на подобных малодебитных участках была бы низкорентабельной.

Наедине с битумами

Татарстанскую сторону работа в одиночку не пугает. Последние 15 лет «Татнефть» осваивала собственные технологии добычи природных битумов, в том числе метод парогравитационного дренажа, напоминает Ирина Ларочкина. С начала применения этого метода в 2006 году на Ашальчинском месторождении добыто более 14,5 тыс. тонн битумной нефти. Пробурено три пары горизонтальных скважин, две из которых работают с суточным дебитом нефти 35−40 тонн. Ввод в разработку всего месторождения намечен в течение 2009−2010 годов. По мнению г-жи Ларочкиной, разработка месторождений собственными силами, без привлечения иностранного партнера, с уже имеющимся опытом и необходимой инфраструктурой обойдется компании дешевле.

Аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова полагает, что подобное решение вполне в духе политики федеральных властей — не предлагать крупным транснациональным корпорациям контрольные пакеты акций российских предприятий и лицензии. Для самой «Татнефти» подобные проекты очень перспективны. Нефтяные месторождения в Волго-Уральском регионе сильно выработаны, битумы в этих условиях становятся просто золотой жилой. К настоящему времени в Татарстане выявлено около 450 залежей и проявлений битумов, разведано и более-менее детально изучено 156 таких месторождений и залежей. Потенциальные запасы оцениваются в 1,4 млрд. тонн.

Вместе с тем отказ от западного партнерства может привести к большим срокам окупаемости проекта. Основным риском тут становится высокая себестоимость добычи: ввод в разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, к которым относятся битумные нефти, в три-пять раз дороже ввода в разработку месторождений с активными запасами.

Операторское соглашение, на которое не согласился Shell, «Татнефть» собирается предложить малым нефтяным компаниям (МНК) Татарстана. Как сообщил журналу «Эксперт Волга» источник в одной из МНК, интерес к разработке битумных месторождений проявили «Татойлгаз», «СМП Нефтегаз», «Геотех», «Троицкнефть», «Шешмаойл» и «Охтинойл».

Наталья Мильчакова уверена, что «Татнефть» без проблем сможет привлечь необходимые инвестиции. «Компания не отказалась бы от сотрудничества с Shell и Chevron, если бы у нее не хватало средств. Так что или финансирование уже есть, или она знает, где сможет его получить», — размышляет аналитик. В пользу этого довода, по ее мнению, говорит стремление нефтяной компании освободить отчетность от высоких непрофильных затрат. В начале года руководство «Татнефти» приняло решение о продаже некоторых непрофильных бизнесов и выводе ряда сервисных подразделений за рамки отчетности компании — на балансы аффилированных фирм.

В поисках господдержки

«Татнефть» подготовила программу освоения битумных месторождений по всей республике. Она оценивается более чем в 87 млрд. рублей. Всего за 40 лет предполагается добыть 71 млн. тонн сверхвязкой нефти. В проект включено 45 месторождений, в нем определена очередность их ввода и технология добычи. В 2010 году объем добытой битумной нефти должен достичь 45 тыс. тонн, в 2030 году — 2 миллионов тонн.

По мнению руководства РТ и «Татнефти», для эффективной разработки битумных месторождений необходимо на федеральном уровне осуществить дополнительные меры по стимулированию нефтедобычи. Помимо нулевой ставки НДПИ на добычу битумной нефти, считают в республике, требуется бюджетное финансирование затрат на геологоразведку, финансирование из средств Инвестфонда строительства объектов внешней инфраструктуры в размере 12,2 млрд. рублей, а также введение льготной ставки вывозной таможенной пошлины на синтетическую нефть, которая вырабатывается из природных битумов.

Также «Татнефть» предлагает организовать в России импортозамещающее производство оборудования для разработки месторождений битумной нефти. Для этого, по ее мнению, нужно ввести налоговые льготы для предприятий, берущихся освоить производство буровых наклонных установок, парогенераторов и высокотемпературных насосов, иначе проект будет неокупаем. Как заявил начальник управления по методам увеличения нефтеотдачи пластов «Татнефти» Александр Фролов, себестоимость одного барреля синтетической нефти — 42 доллара. При расчетной цене нефти в 80 долларов за баррель и дорожного битума в 9,1 тыс. рублей за тонну с использованием льгот только по НДПИ, общий убыток ТН за 40 лет достигнет 34,2 млрд руб.

В случае государственной поддержки битумного проекта срок его окупаемости составит 13 лет, рентабельность — 26%, а дисконтированный поток наличности за этот период — 20,5 млрд. рублей.

Ирина Ларочкина сообщила, что средства на геологоразведочные работы ТН намерена получить в рамках существующей федеральной долгосрочной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ до 2020 года. Получив господдержку, татарстанские нефтяники смогут заняться разработкой битумных месторождений по всей Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, где потенциальные ресурсы битумной нефти оцениваются в 10,4 млрд. тонн. Республика будет иметь и базу для переработки этого сырья: уже подготовлено технико-экономическое обоснование завода по переработке тяжелой карбоновой нефти и природных битумов мощностью 12 млн. тонн нефти в год.

Наталья Мильчакова уверена, что «Татнефти» вполне реально получить господдержку — на этих проектах российский бюджет не потеряет. Компании могут предоставить льготы по вывозной таможенной пошлине и обеспечить финансирование геологоразведочных работ. А вот льготы по НДПИ, считает эксперт, получить сложнее. Многое здесь будет зависеть от лоббистских возможностей татарстанских властей. Если учесть примеры получения господдержки в виде финансирования инфраструктуры комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске из Инвестфонда РФ и введения льготной ставки НДПИ на добычу традиционной нефти, то прогноз может быть благоприятным.

Новости
12 Декабря 2024, 15:46

Из Казани в аэропорт 14 декабря запустят дополнительные поезда

Это связано с проведением спектакля в МВЦ «Казань Экспо».

В субботу, 14 декабря, из Казани в аэропорт запустят дополнительные пригородные поезда. Это связано с проведением спектакля в МВЦ «Казань Экспо».

Электричка № 7602 отправится со станции «Казань» в 18:04 и прибудет на станцию «Аэропорт» через 1 час 21 минуту. Обратно можно уехать на поезде № 7603 в 22:15, который прибудет в столицу Татарстана в 22:35. Согласно информации от пресс-службы АО «Содружество», поезда будут курсировать без остановок.

Ранее TatCenter писал, что в рамках ремонтно-путевой кампании текущего года в Татарстане рабочие смогли обновить более 29 км железнодорожных путей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: