Реализовать же оставшуюся часть морально устаревшей коллекции производители планируют в I квартале нынешнего года. Разделяющие их надежды автосалоны еще с осени взялись за дело.
Букет проблем
Серьезные проблемы у российских автомобилестроителей начались практически одновременно с кризисом, и по мере его развития они только усугублялись. Более того, даже когда в отдельных отраслях промышленности ситуация несколько стабилизировалась, автомобильную индустрию продолжало лихорадить. Тем не менее, ближе к осени прошлого года все-таки появились первые признаки улучшения. В частности, в сентябре Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) зафиксировала шестипроцентный прирост продаж пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в месячном сопоставлении.
Казалось, эти данные свидетельствовали об успехе в борьбе за покупателя. Но позже выяснилось, что, хотя сигнал и не был ложным, о каком бы то ни было серьезном восстановлении спроса говорить пока рано: по итогам года продажи упали примерно вдвое. В частности, такая картина наблюдалась в случае с «АвтоВАЗом»: 350 тыс. машин против 622 годом ранее. Правда, были и исключения: KIA сократил объем реализации всего на 20\% и продал по России чуть более 70 тыс. авто, Skoda показала -35\% и нашла покупателей для 33 тыс. машин в абсолютном выражении
Не меньше пострадали и объемы производства: по данным Росстата, с января по ноябрь в сегменте легковых автомобилей они сократились в 2,5 раза, в сегменте грузовиков — более чем в 3 раза.
Разумеется, заметно уменьшилась и рентабельность отрасли в целом, тем более что регулярные правительственные инъекции и припарки долгое время не помогали: «больной» упорно не шел на поправку. А министерские эскулапы искали все новые чудодейственные лекарства: в ход пошли и повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки, и субсидирование ставок по автокредитам, и государственные гарантии вместе с рефинансированием прежних ссуд. Одна из последних мер, на которую чиновники сделали ставку в наступившем году, — программа поощрения покупателей при утилизации старых автомобилей. Её суть заключается в выдаче автовладельцам, решившим избавиться от своих авто, с момента выпуска которых прошло более 10 лет, сертификатов на сумму в 50 тыс. руб. для покупки новых машин. Правда, при условии, что приобретаемая машина произведена на территории России, в том числе и в режиме «промышленной сборки», а собственник четырехколесного друга человека владел им не менее года.
Бюджету такие опыты обойдутся во вполне ощутимые 11 млрд руб., которые рассчитаны на 200 тысяч сертификатов и компенсацию затрат дилеров по перевозке «раритетов» до пунктов утилизации. Раскошелиться, по всей видимости, придется и автовладельцам: предполагается, что с них будут брать до 3 тыс. руб. за каждую сдаваемую на лом машину.
Дилеры решили не шиковать
В автосалонах нынешний сезон распродаж гораздо более скучен и скромен по сравнению с тем, каким он был год назад. В сети «АКОС» данный факт пояснили поведением производителей в части наличия специальных предложений. Дело в том, что многие концерны отработали программу максимум в декабре, а с наступлением 2010 года приступили к продажам новых моделей, которые, разумеется, в большинстве своем скидок не предполагают.
А потому ценность тех акций, которые еще можно найти на рынке, очевидна. В частности, в «РРТ Казань» в течение января они распространяются на целый ряд моделей Chevrolet и Opel. Например, до конца этого месяца приобрести Opel Astra Sedan здесь можно на 105 тыс. руб. дешевле, чем обычно. Правда, речь идет об автомобилях, приобретаемых в кредит.
Сниженными до 1 февраля у этого же дилера остаются и цены на некоторые услуги и оборудование: чистку инжектора и дроссельного узла (1500 руб.), шумоизоляцию (скидка 25\%), чистку кондиционера (777 руб.), зимние шины с дисками (от 2560 руб.)
Пополнить ряды владельцев автомобилей ряда Opel до конца марта с максимальной скидкой от 65 тыс. руб. на Opel Combo до 400 тыс. руб. на Opel Antara можно в автосалоне «Делфо-авто». Возможность сэкономить в I квартале дает и проходящая здесь же акция под названием «Большая трансформация от Chevrolet». Схожие предложения, причем в тот же период, будут действовать и в «Делфо-Парк»: скидки составят от 75 тыс. руб. на Opel Corsa до 290 тыс. руб. на Opel Insignia. Коснется автомобилей Opel и специальная программа GM Finance, которая в январе-марте будет представлена в «ТрансТехСервисе».
Бережливым россиянам стоит заглянуть также в салоны «АКОС», информацию о скидках в которых лучше уточнять у менеджеров-консультантов. Впрочем, это правило неплохо взять на вооружение и при обращении в любую другую дилерскую сеть.
Что касается других массовых акций, отметим продолжающуюся у «Sollers» глобальную распродажу внедорожников SsangYong Rexton и Kyron 2009 года выпуска с возможностью приобрести первое авто на 50−75, а второе — на 70−80 тыс. руб. дешевле. Сохранить толщину кошелька за счет кредита по ставке в 9\% годовых от Русфинанс Банка до 1 февраля можно и в салонах, реализующих автомобили Citroen прошлого сезона.
Кроме того, льготные кредиты можно взять и в других банках, являющихся участниками программы субсидирования ставок по автокредитам. В частности, в Татарстане она представлена в Сбербанке, «ВТБ24», «Ак Барс» Банке, Татфондбанке, банке «БТА-Казань», Автоградбанке и др.
Что касается востребованности этих ссуд, то, по словам экспертов, она постепенно растет.
Диляра Бикчурина, начальник отдела кредитования частных клиентов Казанского филиала ОАО АКБ «Росбанк»:
— С течением времени можно было констатировать увеличение спроса со стороны потребителя на данный продукт. Дополнительным фактором, стимулировавшим покупательскую активность, стала возможность оформить кредит в экспресс-режиме — непосредственно на площадке автоцентра. Кроме того, ускорило процесс и то обстоятельство, что основные требования к потенциальным клиентам — минимальный первоначальный взнос, максимальные сумма и срок, зависимость процентной ставки от величины ставки рефинансирования — определены самой программой правительства. Разумеется, некоторые банки дополнительно предлагают и собственные модификации стандартного продукта.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: