Мнения о принятии закона «Об общественном телерадиовещании» разделились. Согласно документу, должен быть создан новый канал, в фонд которого с каждого абонента ежемесячно будет отчисляться плата в размере 3% от минимальной оплаты труда. Часть населения выступает за создание нового общественного канала, неангажированного и не зависимого от рекламы, другие возмущаются, что придется платить за эфир.
Впрочем, фактически мы платим за телевидение и сегодня. Минимальная абонентская плата за общую антенну составляет 8,5 рублей; антенна обеспечивает прием 8 каналов. В ближайшее время планируется и повышение абонентской платы.
Законопроект, выдвинутый на рассмотрение Думы еще в декабре, предлагает ввести плату за количество телевизоров в квартире. Семья, имеющая до 3 телеприемников, будет платить 12 рублей, а от 4 — до 120 рублей. Каким образом будет отслеживаться их количество, неизвестно, ведь сегодня каждая десятая семья за телеэфир не платит, а, не подключаясь к антеннам коллективного пользования, довольствуется качеством, которое позволяет получать своя собственная.
Зрители, заинтересованные в разнообразии каналов, готовы каждый месяц платить от 20 до 100 рублей за услуги кабельного телевидения. Кабельная сеть развита сегодня в 13 крупных городах республики. В Казани к этой сети подключают два конкурирующих оператора — «Радиотелесет» (42 тысячи абонентов) и «ТВТ» (30 тысяч). Хотя чисто кабельным его назвать нельзя (каналы из эфира «загоняются» в провода), оно нашло своего потребителя, который готов платить за доступ к каналам. Сегодня каждый телезритель имеет возможность получать пакет программ в соответствии с уровнем своих доходов. В нем могут быть собраны различные виды каналов: образовательные, развлекательные, музыкальные, ночные, спортивные
В пользу иностранных компаний уходит половина абонентской платы, которую собирают у пользователей операторы телесетей. Они обязаны включать в любой пакет программы государственных каналов (сегодня такой статус имеют Первый, РТР, Культура, ТНВ). Нередко и госканалы запрашивают часть абонплаты. Например, Первый канал недавно решил брать 10 рублей с абонента, причем не за весь эфир, а за просмотр рейтинговых программ — таких как, например, «Большая стирка». Отношения с другими крупными телекомпаниями России, например, НТВ, строятся на основе взаимозачетов: они предоставляют свои программы, а телесети транслируют их рекламу.
В некоторых регионах абонентам приходится платить даже за трансляцию местных программ. У нас для этого используется оборудование, которым несколько лет назад администрация города обеспечила ТК «Эфир», и сегодня вышки находятся в ведении городских властей. Доходов операторам они не приносят, но ставить фильтры, которые не позволили бы транслировать городские каналы, еще дороже. Поэтому местным каналам место в пакете программ обходится практически бесплатно.
Радиотелесети неоднозначно оценивают введение платного телевещания.
Дмитрий Романов, главный инженер управления ГУП УРТС «Радиотелесет»:
— Неизвестно, куда будут идти эти деньги: напрямую телеканалам или государству? Операторы получат прибыль, если будет снята реклама. И вообще, прежде чем начинать обсуждать этот вопрос, нужно обеспечить всем одинаковое качество приема. Вводимая программа «Телевизионная деревня» предусматривает установку датчиков на группы малых населенных пунктов. На западном опыте проверено, что потребителю не нужно больше 30 каналов — рассчитанные на разный возраст, интересы и увлечения, они вполне могут удовлетворить потребителя.
На сегодня шансы спорного законопроекта на успех в Думе оцениваются экспертами как 50% на 50%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: