В данный момент этот вопрос решается коллегиально. На прошедшем 18 февраля заседании в Кабинете Министров республики операторы сотовой связи смогли высказать свое мнение по части его решения.
Напомним суть основной проблемы. ОАО «Таиф-Телком» (сотовая сеть «Сантел») отключил связь своих абонентов с абонентами других операторов GSM-связи. Свои действия руководство компании мотивировало тем, что нормальное соединение между операторами возможно только при заключении между ними договора о межсетевом взаимодействии и модернизации сетей. Сегодня «Сантел» имеет прямую связь только с ОАО «Татинком-Т». Абонентам других компаний приходится созваниваться между собой через междугороднюю станцию Межрегионального ТранзитТелекома в Самаре. Естественно, такие соединения обходятся звонящим дороже.
Подобные действия по отключению связи в отношении появившихся конкурентов не новы. Такие меры предпринимали, к примеру, в Белоруссии. Лишь после вмешательства Министерства связи, которое пригрозило приостановить лицензии конфликтующих операторов, проблему удалось решить. В Татарстане, судя по всему, конфликт будет разрешен несколько иначе.
Альберт Шигабутдинов, председатель Совета директоров ОАО «Таиф-Телком» («Сантел»):
— Наши конкуренты должны выполнить технические условия и создать проект, в котором будут учтены все планы, чтобы их абоненты не страдали. Проект нужно согласовать и реализовать, сдать комиссии, созданной совместно под эгидой Госсвязьнадзора, Министерства связи и представителей всех заинтересованных операторов. И уже затем, получив разрешение, подключиться в сеть.
Марк Лавриченко, генеральный директор ОАО «Вымпелком-Р» («Би-Лайн»):
— Наша позиция ничем не разнится с мнением других операторов сотовой связи по поводу трафика через Самару. Более того, кроме работы в соответствии с нормативными документами, мы стараемся работать и напрямую с «Сантелом». Мы только что получили техусловия на прямое включение коммутаторов «Би-Лайна» и «Сантела», так что этот вопрос, я думаю, скоро снимется.
Александр Зенин, генеральный директор ОАО «МСС-Поволжье» («МегаФон»):
— Что касается вопроса о взаимодействии, то нам посчастливилось не первыми наступить на эти грабли. Этот вопрос в первую очередь должен быть адресован Министерству связи Татарстана, поскольку оно уполномочено этим заниматься. Ну и, конечно, вопрос к самим операторам. К сожалению, иногда складываются ситуации, когда компании воспринимают приход нового оператора как покушение на их собственность и потерю прибыли, части абонентской базы. Но я убежден, что это совершенно не так…
Действительно, истории известны случаи, когда при появлении новых конкурентов в каком-либо регионе абонентская база и прибыль всех операторов вырастали. По мнению специалистов, здесь сказывается закон сообщающихся сосудов. Разговаривая между собой, абоненты наполняют трафиком сети и сторонних операторов.
Виталий Покежаев, генеральный директор ЗАО «Казань-GSM» («СМАРТС»):
— Я поддерживаю своих коллег в том, что абонентов хватит всем. Каждая компания закрывает свою нишу, их можно сравнивать по тарифам, где у всех разные льготы. Вообще вопрос взаимодействия между компаниями нужно решать на федеральном уровне. Конечно, надо иметь прямое включение, это улучшит качество связи и удешевит трафик. Мы тоже получили техусловия от «Сантела». Я думаю, что мы их выполним.
Олег Натансон, первый заместитель министра связи РТ:
— Взаимодействие операторов напрямую возможно, но только при принятии новой генеральной схемы. Схема одобрена, и в ней указано: рассмотреть и принять в 4-м квартале. Но я не слышал о ее принятии. Тем не менее, операторы этой схемой руководствуются и решают вопрос о прямом взаимодействии.
По мнению новых операторов, выдача техусловий, подготовка составляющих проекта и его экспертиза могут занять не меньше полугода. Представители «Мегафона» и «СМАРТСа» надеются на понимание и ускорение процесса.
Александр Зенин:
— «Сантел» — единственная компания, которая выдала нам техусловия, остальные пока в раздумьях. Но в любом случае, прикрытие крайних абонентов — это просто неуважение к своему собственному клиенту, и оператор должен понимать, что он сам несет потери. Для любого оператора во главе угла стоит абонент — человек, который дает компании прибыль, и обрезание круга его возможностей наносит ущерб и себе, и другим.
Самая большая зона покрытия в Татарстане — 90\% территории — у «Сантела». За три с лишним года существования ОАО «Таиф-Телком» построено и введено в эксплуатацию свыше 200 базовых станций стандарта GSM-900 и GSM-1800 и обеспечены связью основные автомобильные магистрали, крупные города и районные центры республики.
Сеть «Татинком» покрывает территорию, где проживает свыше 80\% населения Татарстана. Связь устойчиво работает во всех средних и крупных городах республики и на автомагистралях между ними.
Зона покрытия у «Би-Лайна» и «Мега Фона» — все крупные города России. «Би-Лайн» успел распространиться уже и практически по всему Татарстану. Зона охвата компании сотовой связи «МегаФон» в Татарстане распространяется на Казань, Нижнекамск и Набережные Челны (пока у нее в республике только 35 базовых станций).
Александр Зенин:
— К середине года мы рассчитываем удвоить количество базовых станций, а концу года довести их число до 150 и покрыть основные города и автомагистрали республики.
Компания «СМАРТС» — региональная и насчитывает 19 городов Поволжья и Южного Урала.
Система роуминга действует почти у всех операторов.
У всех операторов самые разные абоненты.
Михаил Бромберг, генеральный директор ЗАО «МетроТелКазань»:
— От членов Кабинета Министров и работников крупных фирм до людей разных профессий и простых бюджетников. У нас покупают телефоны бабушкам или детям, чтобы быть с ними на связи.
Количество абонентов у «МетроТелКазань» на сегодняшний день — 24 тысячи 300 человек. Приход новых операторов замедлил прирост абонентов компании. Однако ее представители не теряют оптимизма и надеются, что со временем жители Казани разберутся в ценах, и ситуация изменится в их пользу.
«МегаФон» на днях подключил четырехтысячного абонента, по России же эта компания насчитывает более 3 млн. клиентов, а «СМАРТС» — 600 тысяч. Среди федеральных операторов «Сантел» занимает 6 место и насчитывает 296,4 тысяч абонентов. «Татинком» на 9 месте по России — 119,1 тысяч абонентов. За прошлый год абонентская база «СТелС» сократилась до 1300 человек. «Би-Лайн» за 5 месяцев существования подключил 57 тысяч абонентов.
На сегодняшний день число всех абонентов сотовой связи в Татарстане составляет более 500 тысяч человек.
«Татинком-Т» первым в нашем регионе внедрил услуги сотовой связи (с осени 1994 года). В 1999 году впервые в республике внедрена автоматизированная система сервиса абонентов (АССА), которая дает возможность абоненту самостоятельно, без участия оператора сервисной службы, получать актуальную информацию о состоянии лицевого счета, изменять действующий набор услуг связи, осуществлять платежи.
26 июня 1997 года открытым акционерным обществом «ТАИФ» получена лицензия № 6884 Минсвязи России на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 900 МГц (GSM-900) на территории Республики Татарстан. С этого момента началась работа «Сантела» .
Среди семи операторов сотовой связи с республике самыми молодыми являются «МегаФон» и «СМАРТС», появившиеся в начале февраля этого года. С сентября прошлого года услуги связи в республике начала предоставлять компания «Вымпелком-Р» («Би-Лайн»).
У всех операторов представлены самые различные тарифные планы, специально разработанные для каждого клиента.
Самые популярные тарифные планы у «Сантел» — это «Эконом», тарифный план «500 за 50», «Корпоративный +», «Успех», «Лидер» и «Любимый». В «Экономе» стоимость исходящих и входящих вызовов — 9 центов за минуту круглосуточно, внутрисетевые исходящие звонки — 8 центов за минуту, бесплатный определитель номера, бесплатное подключение ряда услуг, по выбору клиента предоставляется городской или общефедеральный номер.
Тарифный план «500 за 50» — новое предложение для тех, кто много говорит, исходящие и входящие вызовы — 9 центов за минуту круглосуточно. В счет ежемесячного обслуживания предоставляется 500 минут местных соединений. Подключившись по этому тарифному плану, можно получить бесплатный определитель номера и бесплатное подключение ряда услуг.
Компания «Татинком-Т» внедрила новые тарифные планы — «Золотой», «Серебряный», «Бронзовый». Считается, что это одно из самых выгодных предложений компании. На новых тарифных планах посекундная тарификация с первой секунды разговора, первые 5 секунд входящих звонков бесплатны, бесплатные местные входящие звонки с телефонов сети «Татинком», междугородний и международный доступ, автоматический роминг по РТ и РФ, доступны все дополнительные услуги, скидки на звонки в вечернее время и выходные дни и на телефоны сети «Татинком», на федеральные номера РТ, активированные карточки бессрочны.
Услуги связи в компании «Би-Лайн» оплачиваются в соответствии с выбранным при заключении договора тарифным планом. Для любого тарифного плана «Би-Лайн 800» все входящие звонки с телефонов «Би-Лайн», а также определитель номера — бесплатно.
В сети «МетроТелКазань» действует шесть основных тарифных планов: «Базовый-2», «Бизнес-2», «Бизнес-пакет», «7.40», «Секундомер» и «Сова». Каждый из них по-своему уникален и рассчитан на абонентов разных целевых групп. Например, тариф «Базовый-2»: ежемесячный платеж 195 рублей включает 30 минут местных разговоров, а стоимость минуты — 3 рубля 51 копейка. «Секундомер» — тариф для экономных абонентов: абонентская плата отсутствует, а стоимость минуты всего 4 рубля 68 копеек при посекундной тарификации с первой секунды. «Бизнес-2» — это уникальный безлимитный тарифный план, не ограничивающий свободу общения.
Почти все компании-операторы используют альтернативный вид оплаты услуг связи — по карточкам.
Дополнительных услуг нет пока еще только у молодых компаний сотовой связи — «МегаФона» и «СМАРТСа». Все остальные предоставляют своим клиентам и услуги передачи SMS-сообщений, и услуги определителя и антиопределителя номера, и голосовую почту,
Какую компанию выбрали бы операторы сотовой связи, если бы не было их собственной компании?
Михаил Бромберг:
— Нас нельзя сравнивать с компаниями, работающими в стандарте GSM, потому что GSM позволяет звонить своим абонентам по всему миру, а мы работаем только по Казани. Многие абоненты GSM-связи имеют наши телефоны, и наоборот. Выезжая за пределы Казани, они берут с собой их телефоны, а возвращаясь, пользуются нашими.
Ленарт Шайдуллин, «Татинком-Т»:
— Очень трудный вопрос, я не приценивался. Для этого нужно хотя бы тарифы посмотреть.
Альберт Шигабутдинов:
— Я бы создал еще одну компанию…
В этом году в развитие сотовой связи республики будет инвестировано более 540 млн. рублей. А сами операторы намерены увеличить свою абонентскую базу не менее чем на 382,3 тысячи номеров.




Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: