Новости
16 Ноября 2007, 10:27

Система образования России в ожидании реформ

5 октября 2007 года во втором чтении Госдума РФ приняла закон о делении уровней высшего образования на бакалавриат и магистратуру в рамках Болонского процесса. С 1 сентября 2009 года бакалаврам будут выдавать диплом о высшем образовании после 4 лет обучения в университете, магистрам — после шести.

О плюсах и минусах перехода российских вузов на двухуровневую систему корреспонденту TatCenter.ru рассказал проректор по учебной и методической работе, доктор технических наук, профессор Казанского Государственного технического университета им. А.Н.Туполева Ильгиз Насыров.

— Ильгиз Кутдусович, в России десятилетиями складывалась своя система образования. Не приведет ли переход российских вузов на европейскую двухуровневую систему к снижению качества высшей школы?

— Переход на двухуровневую систему высшего образования связан с Болонскими соглашениями и созданием единого европейского образовательного пространства. Болонские соглашения нацелены на использование сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам, введением системы ступенчатого высшего образования, принятием системы зачетных единиц (кредитов), стимулированием мобильности студентов, развитием европейского сотрудничества в области контроля качества.

Нужно помнить, что эти соглашения являются рамочными и не заставляют государства-участников выполнять данные требования жестко, так как в большинстве государств уже существует многоступенчатое образование. Однозначное понятие и деление образования на две ступени — бакалавриат и магистратуру присуще англоязычным государствам и некоторым южно-азиатским и восточно-европейским государствам.

Такая форма образования существует не по всей Европе. Кстати, в Германии очень долгое время существовала такая же система инженерного образования как у нас в России. Я довольно часто бываю на международных конференциях, посвященных образовательным инновациям, где высказываются мнения о том, что России не стоит столь кардинально менять десятилетиями сложившуюся систему образования, в которой существуют все ступени: от начального до послевузовского.

Конечно, дробление вузовской системы образования в России воспринимается болезненно. Министерство образования РФ уже в 1994 году ввело высшее образование — бакалавриат. Сегодня у нас существует «гибридная система» — есть бакалавры, магистры и специалисты. Важно выработать механизм трудоустройства выпускников вузов на соответствующие должности и предприятия.

— То есть Вы хотите сказать, что принят закон о делении уровней высшего образования на бакалавриат и магистратуру, а механизма реализации данного закона пока не существует?

— Дело в том, что если за рубежом дается высшее образование, то в России дается высшее профессиональное образование, то есть выпускник вуза получает профессию. Студент изучает не только фундаментальные предметы, а также предметы, непосредственно связанные с его будущей специальностью, большое внимание уделяется производственной практике, что тоже очень важно для будущего инженера.

Все вузы России выполняют заказ общества по подготовке квалифицированных кадров, особенно технические вузы, которые готовят кадры для предприятий. Если раньше, принимая на работу выпускника училища, техникума, института начальник отдела кадров предприятия четко знал, на какую должность он может принять специалиста с начальным, средним и высшим профессиональным образованием, то сейчас, как мне кажется, ему не понятно, какие должностные обязанности и функции может выполнять бакалавр, магистр.

Мне кажется, что принятие данного закона должно повлечь за собой изменения в трудовом законодательстве. Ломая сложившуюся систему, мы должны быть уверены, что специалисты, бакалавры и магистры, которых мы готовим, будут востребованы обществом и люди будут трудоустроены.

— Существует мнение, что магистратура станет элитным и недоступным образованием?

— Магистратура изначально предполагала подготовку научно-педагогических кадров. Такая целевая направленность ставила в тупик руководство многих технических вузов. В марте 2006 года министерством образования и науки РФ был выпущен приказ «Об образовательной программе высшего профессионального образования сп ециализированной подготовки магистров», в котором предусматривается подготовка магистров не только для научно-исследовательской, научно-педагогической, но и проектной, опытно- и проектно-конструкторской, технологической деятельности. Таким образом, 4 года мы будем готовить бакалавров.

После бакалавриата наиболее успевающие, одаренные и талантливые студенты, желающие продолжить образование, смогут на конкурсной основе продолжить обучение в магистратуре еще 2 года. В данной концепции есть и положительные моменты. Во-первых, у студентов, желающих попасть в магистратуру, будет стимул учиться хорошо, во-вторых, это позволяет преподавателям вуза не тянуть всех, в том числе и слабых студентов, в магистратуру для подготовки элитных специалистов. Нет сомнений в том, что в контексте нового приказа министерства образования и науки РФ магистры будут трудоустроены и востребованы обществом.

Теперь главная задача состоит в том, чтобы найти применение бакалаврам, определить их профессиональную пригодность в сравнении с выпускниками техникумов и колледжей, так как в большинстве своем это будут люди просто с высшим образованием, слабо привязанные к профессии. Если они будут востребованы обществом и рынком труда, то можно сказать, что переход к двухступенчатой системе высшего образования прошел успешно.

Новости
17 Августа 2022, 10:18

В Татарстан поступила первая партия вакцины от гриппа

Называется она «Совигрипп».

В Татарстан поступила первая партия вакцины «Совигрипп» от гриппа. Поставить ее можно в поликлиниках по месту жительства.

Как отметили в минздраве РТ, медики разрешают одновременно делать прививки против гриппа и коронавируса. Также процедуру можно проводить через месяц

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: