Вчера на расширенном заседании комиссии Госсовета РТ по контролю за реализацией нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» обсуждали проблемы управления ЖКХ.
Попытавшись сразу установить рамки обсуждения этой бескрайней темы, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин нацелил депутатов и приглашенных на выработку конкретных предложений по изменению сложившейся ситуации в отрасли. По его словам, «недовольство населения переходит в сектор управления многоквартирными домами», кроме того, тарифы также вызывают много вопросов и претензий. Фарид Мухаметшин считает, что в процессе реформирования жилищно-коммунального комплекса так и не была реализована главная идея — передача управления в руки жильцов.
В этих условиях центром принятия решений стали управляющие компании (УК) и «карманные» ТСЖ, которым муниципалитеты фактически отдали на откуп управление жилфондом. Кондуит прегрешений управляющих компаний обширен. Фарид Мухаметшин напомнил о том, что УК копят долги перед поставщиками услуг при почти 100-процентных платежах населения за ЖКУ. И о том, что в УК и ТСЖ «сливают» по 400−500 многоквартирных домов, что делает невозможным качественное обслуживание. «УК — это назначенцы, не всегда компетентные, нерадивые и нечестные», — не стал ограничивать себя в эмоциях спикер.
Доклад заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ленара Валеева стал поводом для эмоционального всплеска и у других участников заседания. Выдав подробную справку о состоянии жилкомхоза в республике, чиновник обратил внимание собравшихся, что в сфере правового обеспечения деятельности отрасли существуют пробелы и, как можно было понять, это не просто недоработки.
Так, большие надежды в прошлом году возлагались на постановление российского правительства, прописывающее обязательное раскрытие информации управляющими компаниями: по тарифам на услуги, финансовым показателям. Однако к сроку — началу декабря 2010 года — данные поступили не от всех УК и далеко не в полном объеме. Но повода беспокоиться у жилищников нет: из окончательного текста постановления куда-то испарились положения, определяющие лиц, ответственных за раскрытие информации, а также формы контроля достоверности данных. Республиканское министерство в данном случае бессильно.
По этому поводу заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию и аграрным вопросам Илсур Сафиуллин дал чиновнику совет воспользоваться правом Минстроя РТ как уполномоченного органа в части жилфонда, принадлежащего республике, и обратиться в Прокуратуру РТ. Выходит, прибегнуть к юридической казуистике — единственная возможность сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Еще более запутанная и вызывающая раздражение ситуация складывается в сфере формирования тарифов и нормативов потребления — как по жилищным услугам, так и по коммунальным. Недавно назначенный председателем Госкомитета РТ по тарифам Раузил Хазиев не скрывал уныния. Констатировав, что в целом в 2011 году рост тарифов уложился в пределы, заданные Федеральной службой по тарифам, и составил 13%, он отметил, что с тарифами по жилищным услугам «получилось то, что получилось», а сами «жилищные» платежи в структуре счет-фактуры доросли до 35%, «чему нет объяснения».
Кроме того, Раузил Хазиев пояснил депутату Госсовета РТ Хафизу Миргалимову, что «тарифы — это не то, что платежи», поэтому реальный рост платежей может быть и выше, дело в нормативах. После этого собравшиеся стали обсуждать аспекты формирования нормативов, и это обсуждение перетекло в формат комментариев по следам выступления председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани Алексея Фролова.
С его слов выходило, что аппетиты УК в Казани вполне умеренные — доказательством тому служат результаты проведенной экспертизы. В то же время муниципалитет не может повлиять «на мелкие ТСЖ и УК, так как у нас нет договорных отношений». Получается, УК-гиганты не зло, а благо для города? Участники обсуждения на такие доводы не купились и забросали чиновника вопросами.
Особенно возмущает горожан дифференциация по платежам за тепло — в разы. Когда наконец решится вопрос с тарифами «Казэнерго» и «Татэнерго»? Алексей Фролов ничем в этом смысле не порадовал. Оказывается, техзатраты, сопутствующие объединению компаний и выравниванию тарифов, оцениваются более чем в 1 млрд. рублей.
«Это неподъемные средства», — подчеркнул чиновник. Он предложил обращаться в социальные службы за субсидиями, соответствующее финансирование заложено в городской бюджет. Однако ему пришлось согласиться с ответной репликой из зала: субсидируют 40 рублей, а рост платежей при этом составляет тысячу рублей.
Независимого аудита тарифов поставщиков коммунальных услуг — «Казэнерго», «Энергосбыта» — потребовали одновременно депутаты Госсовета РТ Николай Рыбушкин и Хафиз Миргалимов.
К этому моменту накал страстей в Малом зале Госсовета РТ достиг апогея. Венцом заседания стало выступление первого заместителя премьер-министра РТ Равиля Муратова. Отметим, уж скоро год, как создана и действует республиканская межведомственная комиссия по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении ЖКУ. Равиль Муратов является ее председателем. Он признал, что проверки деятельности управляющих компаний в республике выявили «много безобразий», по которым Прокуратура РТ будет делать соответствующие выводы. Не ограничившись констатацией бесконтрольности жилищных организаций, Равиль Муратов перечислил «родовые пятна» системы. Фактически он обобщил сказанное участниками «круглого стола». «Никто базовые тарифы нормальным образом не утверждал никогда, — подчеркнул первый замглавы правительства. — Чего мы только в структуре тарифа не имеем!». Оказывается, если на балансе УК перестают виснуть всякие роскошества вроде иномарок для неясных целей, тарифы могут даже снизиться.
Равиль Муратов обнаружил также сращивание местных властей с частным капиталом в виде аффилированных компаний, в которых сливаются интересы руководителей муниципалитетов и УК. «Это игнорирование четырех постановлений правительства республики, это не на пользу, Алексей Михайлович!» — Равиль Муратов для пущей конкретики обратился непосредственно к Алексею Фролову.
Видимо, Равилю Муратову показалось несправедливым, что ответственность за всевластие УК должны нести правительство и его комиссия, и он попытался разделить ношу с федеральным центром. «Роспотребнадзор должен был заниматься этим, но не занимается», — упрекнул он территориальную структуру российского ведомства. И все же не чуждый самокритике Равиль Муратов посчитал нужным добавить: может быть, мы сами виноваты, отдали на откуп УК такие большие средства…
Между тем в недрах республиканского правительства родилась идея создать надзорную структуру, которая могла бы контролировать деятельность УК, однако какими полномочиями она может быть наделена в существующем правовом поле — вопрос открытый.
Участники расширенного заседания парламентской комиссии разработали рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ. К проблемам, затронутым на вчерашнем заседании, вскоре вернутся — уже в рамках правительственного часа на ближайшей сессии Госсовета РТ в конце февраля.
По материалам газеты «Время и Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: