Новости
19 Августа 2014, 10:02

Симулякры «Татарстана 2030», или на всяких мудрецов довольно простоты

На прошлой неделе прошло несколько стратегических сессий с участием политических и бизнес-элит республики в рамках реализации перспективной программы разработки «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». На этих панельных дискуссиях, как на лакмусовой бумажке, выявилась оторванность разработчиков программы от местных реалий.

Для текущего постмодернистского взгляда современных философов на наше непростое общество и время характерно признание такой основной категории, как «симулякр» (копия чего-то, что не существует в реальности). Концепция симулякра связана, прежде всего, с именем виднейшего французского философа Жана Бодрийяра (1929−2007), по мнению которого, эпоха постмодернизма есть ни что иное, как эра тотальной симуляции.

Одно из главных свойств симулякра по Бодрийяру — способность маскировать отсутствие настоящей реальности. По сравнению с чем-то очевидно искусственным привычная среда кажется более «настоящей» — в этом и заключается ловушка.

В конечном счете симулякры становятся реальнее самой реальности — и из этого возникает гиперреальность, то есть замкнутая на самой себе среда, которая уже никак не соотносится с объективной действительностью. Мир, где правдоподобно изображенная фантазия становится тождественна реальности.

Происходящую разработку «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» можно в полной мере назвать постмодернистским проектом, порождающим один симулякр за другим.

Подходы, методы, понятия, генерируемые заезжими экспертами, ведут к построению новой гиперреальности «Татарстан 2030», существующей лишь в воображении аналитиков и ничего общего с реальностью не имеющей.

Нельзя не признать, что новый фонтан идей лег на уже подготовленную почву.

Ведь чиновники — это постмодерн в чистом виде. Это «птичий чиновничий новояз» в виде бесконечных мантр: «кластеры», «дорожные карты», «пространственный капитал», «агломерации» «системы управления будущим».

Просто «встретились два одиночества» — чиновники и федеральные специалисты по консалтингу, для которых генерация симулякров — это профессиональная болезнь. А когда одиночества встречаются, возникает искра, а из нее уже — целое пламя.

На прошлой неделе пламя это полыхало вовсю — шли так называемые панельные сессии разработчиков программы.

12 августа прошла проектная сессия «Развитие обрабатывающей промышленности: легкая и деревообрабатывающая промышленность» в рамках работы проектной площадки «Развитие комплекса обрабатывающей промышленности».

Итог обсуждения — рождение симулякра «бренд «Сделано в Татарстане». Главное, без чего жизнь нашей легкой и деревообрабатывающей промышленности, оказывается, не может сложиться. По словам разработчиков, необходимо организовать именно единый коллективный бренд «Сделано в Татарстане». С председателем бренда в лице министерства промышленности и торговли Татарстана.

Можно, конечно, и так, но где взять наивных туземцев-покупателей, свято верящих в «карго-культ от Татарстана»?

Можно и бренд протолкнуть, но, как правило, если подключать сумасшедшие маркетинговые бюджеты, рождающие глобальный бренд-симулякр (например, «Кока-кола»). Протолкнуть даже в масштабах России единый бренд «Сделано в Татарстане» стоит огромных денег (спросите у «НЭФИС»), и источник происхождения этих денег эксперты не называют. Правильно, главное — стратегия…

13 августа во Дворце земледельцев РТ прошла проектная сессия по проблемам сельского хозяйства, где эксперты выдали на-гора новый симулякр «Фермерский Татарстан», или «Агрохолдинги в Татарстане должны быть раздроблены».

Разработчики стратегии ополчились на крупные агрохолдинги. Они, видите ли, генерируют всего 7,1\% отраслевой прибыли, при этом их основной объем господдержки — 54\% от всей отрасли. По словам экспертов, ключевым вектором развития комплекса в странах мира является стимулирование малых форм хозяйствования — малого и среднего агробизнеса. Вместо агрохолдингов они предложили создать агропромышленный кластер — совокупность предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые осуществляли бы полную цепочку производства. Кластерный подход сможет допускать до актива простых предпринимателей, людей со способностями, с желанием работать. И центр управления переносится вниз.

Конечно, плохо, что эксперты просто отмахнулись от 5 лет тяжелейших погодных условий, в которых функционировал агропромышленный комплекс РТ, от того, что крупные агрохолдинги формировались во многом вынужденно. Не будь крупных агрохолдингов, Татарстан получил бы не менее 1 млн га заброшенной пашни, восстанавливать которую пришлось бы несколько лет, не говоря уже о стоимости.

Представляя публике симулякр «Фермерский Татарстан», эксперты почему-то умолчали, во сколько это обойдется. По расчетам крупного практического специалиста, депутата Госдумы России Айрата Хайруллина, «для того, чтобы сформировать среднее фермерское хозяйство (250−500 га собственной пашни, своя техника, оборудование и хранилище, ферма на 150−200 голов КРС), необходим капитал около $ 1,5−2 млн. В масштабах РТ это означает создание примерно 10 тыс. фермерских хозяйств по 200−250 га в каждом сельском районе. Что потребует 300 млрд рублей единовременных инвестиций и ежегодную поддержку не менее 25−30 млрд рублей, чтобы быть конкурентоспособными на открытых рынках. В настоящее время количество фермеров, обрабатывающих более 100 га, на всю республику не превышает 800 человек».

Но про то, что таких денег даже близко нет, эксперты умалчивают.

14 августа в министерстве экономики РТ прошла очередная проектная сессия «Развитие предпринимательства в Республике Татарстан».

На ней было много стенаний о вечных бедах предпринимательства (расширенный вариант базового российского «дураки и дороги»). Тут и высокие налоги и процентные ставки, изменчивость законодательства и плохие институты, коррупция и клановость.

Публике, в конечном итоге, представили два симулякра — «Единое окно», где будет собрана воедино вся информация о господдержке предпринимательства, и еще раз сослались на «дорожную карту по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) в Татарстане».

Но симулякры эти частично были развенчаны прозвучавшей на той же сессии горькой правдой о реализации подобных проектов:

«В мае была встреча президента Рустама Минниханова с предпринимателями, она называлась „Бизнес и власть: откровенный разговор“. По ее итогам президентом было дано 28 поручений органам исполнительной власти. Сейчас мы сделали срез, из этих 28 поручений 30\% просто не исполнены, 30\% — исполнены формально, 30\% — находятся в работе. По тем, которые находятся в работе, были попытки снять поручения по не вполне обоснованным причинам,» — заявил представитель уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Глеб Макаров.

Т.е. реального (того, что было исполнено) в этих прожектах не более 10\%! Типичный симулякр!

И, опять-таки, все разговоры свелись к необходимости получения малым и средним бизнесом огромных денежных ресурсов по низким ставкам и на длинные сроки. Вот только где взять эти деньги — эксперты не ответили.

15 августа в офисе Генерирующей компании состоялась проектная сессия «Развитие электроэнергетики: стратегические альтернативы».

Симулякр «Энергетический суверенитет футбольного стадиона «Казань-Арена», где было предложено в рамках подготовки к Мундиалю-2018 в Казани построить новую подстанцию возле футбольного стадиона «Казань-Арена» стоимостью 1,5 млрд руб. За счет бюджета или за счет потребителей (включение в тариф). Футбольный стадион, безусловно, это один из столпов постмодерна (22 человека пинают кожаный мячик — люди сходят с ума и платят за это зрелище безумные деньги).

Очень «свежо» прозвучали «откровения» экспертов о том, что главная проблема энергетической отрасли РТ — это сокращение генерации за счет выбывания мощностей на фоне роста энергопотребления. Как ее решать? По словам экспертов, либо Татарстан создает внутреннюю генерацию (энергетический суверенитет), либо выстраивает еще более качественные отношения с российскими игроками и выходит на рынок, не создавая генерацию внутри себя, становится эффективным игроком внешнего рынка.

На наш взгляд, реализовать симулякр «энергетический суверенитет Татарстана» невозможно из-за сумасшедших затрат, связанных с созданием собственной генерации.

Второе предложение (отказ от своей генерации) и вовсе кощунственно с точки зрения существования какого-никакого, но собственного республиканского энергетического сектора. Не говоря уже об издержках безопасности такого сотрудничества. Но почему это должно существовать именно в виде развилки? Ответа со стороны экспертов нет.

Резюмируя впечатления от недельного бурного «симулякростроения», можно сказать только одно — конструируя с помощью заезжих и оторванных от местных реалий экспертов новую искусственную гиперреальность, власти Татарстана могут столкнуться с настоящим земным тяготением в виде тяжелой рецессии.

Можно писать какие угодно проекты, программы и дорожные карты, но если они нереалистичны с точки зрения финансов (в первую очередь), то место этим бумагам в вечно сияющей искусственной чиновничьей Матрице.

Альберт Бикбов

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: