Сам проект — это в первую очередь привязной подъём на воздушном шаре внутри города. В городах России всё это ориентировано на полёты за годоской чертой. Такого, чтобы прямо в городе поднимать — я не нашёл. Были такие подъёмы, но как разовые акции. Вот и появилсь мысль — сделать такой аттракцион в Казани. Подумал, что это будет актуально для жителей Казани и туристов.
«В бизнесе я уже лет 15. В 11-м классе был первое дело — продажа драгоценных металлов. Скупали дискеты от бытовых компьютеров — в них были палладий, золото, об этом никто не знал. Начали с соседей, двора, школ, потом пошли в райцентры. Покупали дискеты за 100 рублей, добывали драгметалл, продавали его — рентабельность была под 700\%. Потом была ещё автошкола, организация концертов.»
Сейчас Михаил — генеральный директор «Первой консалинтоговой компании». «Надоели юридические услуги. Можно было заняться смежными вещами, но были две причины заняться шарами. Первая — желание дарить людям положительные эмоции и счастье, вторая — это приносит удовольствие мне.
Идея появилась ещё в 2013 году, хотели поставить шар на спортивный объект Универсиады. Но ещё не был готов к этому морально, не срослось. Были долгие согласования: я пошел дальними путями, через дирекцию Универсиады, хотя можно было без этого обойтись. Да и банально не хватило знаний. Сейчас же пообщался с пилотами, поискал, почитал в интернете".
Мы видим около восьми каналов продвижения. Кому это может быть интересно? Туристам, которые не могут выехать полетать за город за неимением времени.
Молодожёнам, но только как съёмка лав-стори и съёмка с воздушным шаром как интерьера — днём мы не поднимаемся, а в вечернее время у них начинается торжество. На зеленой поляне, раскинутый купол — можно снять, как будто они собирают шар, как будто они готовятся к полёту.
Женатым людям, парам от 20 до 32 лет — они делают друг другу подарки, сертификаты. Ещё шар будет интересен тем, кто любит активный отдых.
Есть и размещение рекламы, уже подписали договор с «Летай» на месяц. Есть такие компании, которые хотели бы позиционировать себя как «легкая, дарящая счастье». Но вот пока нет сильного рвения давать рекламу, у многих порезали бюджеты. А у нас все же брендовая реклама. Но вот начнём мы летать, дело сдвинется, однозначно.
Ещё есть и такая идея — если человек супербогат, он может заказать купол с фотографией своей девушки и таким образом поздравиьт с днем рождения или сдлеать предложение. Личный пиар, перед выборами для политиков… Это будет дорого — около 350 000 рублей или около тысячи в час. Такая реклама — это очень дешево.
Мы ещё хотим сделать площадку неким аккумулятором, чтобы гости могли не только летать, но и перекусить, купить сувениры, покататься на детских квадроциклах. Подъёмы будут сниматься с коптером, камерой на каске пилота, на селфи-палки. Всего — пять точек, фото и видео должны получаться классными. Их тоже хотим продавать.
Можно на всевозможных массовых мероприятиях использовать шар. Размещение логотипа стоит 15 000 в час. Очень классная идея, но сказали, что пока нет денег — размещать логотип города с надписью «Добро пожаловать в Казань». Так нужно и участвовать в разных фиестах и фестивалях воздушных шаров. Это было бы неплохо.
***
10-минутный подъём стоит 1500 рублей за одного человека, за городом полёт стоит 18 000 рублей на четверых. Основной канал привлечения клиентов — интернет, соцсети и партнёрские программы. У нас уже раскуплены ближайшие выходные. Те, кто захотят посмотреть на шар, не смогут на нём покататься — им нужно сначала записаться. Услуга дорогостоящая, надеяться на то, что вдруг кто-нибудь придет прокатиться — не очень хорошо. Поэтому ведется запись на подъёмы. В адльнейшем планируем распродавать половину билетов, остальные — живая очередь.
Шар будет работать в пятницу, субботу и воскресенье с 18:00 до 23:00, совершая более 120 подъёмов за вечер. Сезон — с этих выходных до тех пор, пока будет комфортно подниматься — конца сентября. В остальное время у нас будут полёты за городом и фотосъёмки, использовать шар как рекламный носитель.
В мае хотим выйти на продажу 1000−1200 билетов в месяц в Казани. В этом году планируем охватить ещё четыре города, к следующему лету — семь миллионников. В республике — максимум Челны. Нужен охват. Спрос будет постепенно падать, а поднимать его можно только за счёт туристов. В Челнах с туристами будет проблематично. Поэтому в первую очередь миллионники. На окупаемость планируем выйти месяца за три-четыре.
«Такой сложный бизнес! Всё зависит от погоды. Расскажи богу о своих планах, если хочешь его рассмешить… Если погода будет благоволить нам, то мы планируем заработать 1 500 000 рублей чистыми за сезон. Но нужно процентов 20 скинуть из-за погоды, поэтому покатается у нас не шесть, а пять тысяч человек. Если будет спрос, мы начнём катать и по будням, и второй шар поставим, вообще не проблема»
Наш шар может поднять до 410 кг — пилота и четверых пассажиров. Он стоит со всеми газовыми баллонами и остальными причиндалами — 1 000 000 рублей. Я сам однажды летал один раз. Теперь хочу самостоятельно поднимать людей. Сейчас людей поднимает пилот, нашли его в интернете. Зарплаты мы платим уже с вырученных денег, билеты уже начали продавать. Инвестиции все пошли на покупку шара, может, ещё 100−150 тысяч ушло на продвижение.
Поднимаемся мы на 50 метров. Это привязной подъём — шар крепится тремя тросами к бетонными блокам или легковым автомобилям. Общий вес — около трёх тонн. Сам шар никуда не улетит. Поднимается он только вверх и вниз, скорость — до метра в секунду. Если ускорится при приземлении, получить травму затруднительно. Малая авиация, к которой относится воздушный шар, является самым безопасным видом транспорта. Идеальная для нас погода — 2−3 метра в секунду и солнце. Четыре — смотрим, пять — уже точно не летим. У пилота есть все необходимые свидетельства. Сам воздушный шар (купленный у российской компании «Русбал») застрахован на пол-миллиона рублей. В перспективе — наладить собственное производство.
Согласовывать подъёмы воздушного шара в городе довольно проблематично. Начиная от собственника взлётной площадки до федеральной службы охраны президента. Маловероятно, что в городе появятся именно полёты на воздушном шаре — запаримся постояно согласовывать каждый полёт.
— Но вроде отношения со властями неплохие?
— Ну, наладились.
Видимо понравилась задумка. Хотя мы писали письма ещё во время Универсиады, но тогда никто не отреагировал. Видимо, у нас так заведено в стране — если первые лица говорят, хорошо бы поддержать, тогда это дело раскачивается и идёт быстрее.
Главная проблема сейчас — у нас нет классной площадки, которая было бы интересна туристам. У Казань-Арены их мало. Турмаршруты — это Кремль, НКЦ, парк Горького, с другой стороны набережной и ЗАГС. Встречались мы в комитете земельных и имущественных отношений, пока ответа нет. Пока мы не можем согласовать эти площадки.
Трудности в механизме — не понятно, под что выделить землю. Это должно разыгрываться на аукционе, но такие большие площади не разыгрывают. Если рассматривать шар как объект нестационарной торговли, то аукционы проводятся до 400 квадратных метров. Нам нужно больше тысячи. Над тем, под какой вид деятельности выделить нам землю, КЗИО и размышляет.
Вопросы КЗИО и безопасности рассматривали на встрече с руководителем исполкома Денисом Калинкиным. Ещё я предложил провести фестиваль воздушных шаров около Казани на день города. Такого в столице Татарстана не было, такая фишка.
— Как отреагировали?
— Ну как? «Классно», ну и всё. Пока конкретных переговоров не было.
В любом случае, нужно делать это с городом, одно потянуть трудно. Либо искать крупных партнёров. Но нужно денег, но в сегодняшних условиях все об этом думают. На бизнес-встрече с президентом мы позвали его покататься на шаре. Я так понял, сначала летит Денис Геннадьевич, докладывает президенту, и если всё хорошо, то летит президент.
С мая на Казань-Арену заходит федерация плавания, будет делать парк. Нас естественно, оттуда… Поэтому вопрос очень острый. Нам было хотелось, чтобы туристы запомнили чемпионат мира по водным видам спорта. Будет здорово, если нам согласуют подъёмы на Казань-Арены во время чемпионата, мы бы могли работать каждый день. Можем, конечно, на частной площадке катать, но самые классные виды — на набережной. Но она опять же принадлежит городу.
Вообще, после всех событий и побед о Казани начали знать. Мы точно находимся в тройке по туристической привлекательности. Не знаю таких городах, в которых также стремительно развивается туристическая инфраструктура. Кремль, Старо-Татарская слобода, театр кукол, набережная Казанки, центр города… В обсерватории можно делать много интересных вещей — просмотр фильмов на поляне, романтические пикники, опять же шар.
Хочется, городские чиновники были более прогрессивны и открыты. Очень долгое время отклика. Вот, Казань-Арена через три дня позвонили, сказали «окей, давай». Со властями так не получается — они всегда ищут подводные камни. Конечно, понятно, что безопасность людей, другие вопросы, но все же слишком долго. Пока сверху команду не дадут — особо никто не шевелится.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: