Новости
03 Февраля 2015, 13:22

Шаляпинский фестиваль прошел кризис

Экономический кризис лишь отчасти сказался на казанском оперном фестивале им. Ф.Шаляпина. На зрителях он не отразился — им представят полюбившиеся постановки исключительно признанные «звезды». Однако интересы исполнителей кризис все же затронул — и если на иностранных гостях организаторы не экономили, то российским артистам пришлось «войти в положение» и согласиться на меньшие гонорары.

Казанский Шаляпинский оперный фестиваль решил не экономить на качестве — несмотря на кризис в России, организаторы не отступили от высокой планки качественной музыки и приглашения ведущих исполнителей мира — атрибутам, ежегодно сопутствующим международному фестивалю.

В этом году на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля снова встретятся артисты «Метрополитен опера», Венской государственной оперы, Большого театра и, конечно, воспитанники казанской оперной школы.

ТАГТОиБ им. М.Джалиля

Состав артистов, как и смета XXXIII международного оперного фестиваля им. Ф.Шаляпина, были утверждены еще осенью 2014 года, когда о колебаниях курсов валют никто и не думал. Но, даже сложные экономические условия не изменили планов фестиваля — коллектив приглашенных певцов остался прежним. Однако, выполнив обязательства перед зарубежными гостями, организаторам пришлось «урезать» гонорары российским исполнителям, которые, понимая ситуацию, сами предлагали организаторам более приемлемые условия.

Между тем, подстраиваться под новые экономические условия театру все же придется — если мы потратили больше, значит где-то будем ужиматься, говорит директор фестиваля и ТАГТОиБ им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

Однако поступить иначе организаторы не могли — иначе, казанский зритель просто не придет на артистов, уровень которых, по словам Рауфаля Мухаметзянова, определяется только деньгами, которые они зарабатывают.

«Критерии отбора — как ни парадоксально, чем можно определить певца? Только по цене. Другого пути у нас нет исчислять. Кого будет слушать казанский зритель? Того певца, годовой доход которого составляет 100 тыс. долларов. За 16, 23 или 50 тыс. рублей, которые он получает в месяц, такого певца не будут слушать в Казани. То есть, это певцы, которые выступают на большом рынке — в Мариинском театре, в Европе, мире», — рассказал директор казанского оперного театра.

Рауфаль Мухаметзянов

Помощь в организации Шаляпинского фестиваля оказал и президент Татарстана Рустам Минниханов, который посмотрел спекталь-открытие «Турандот» и поздравил казанских зрителей и артистов с 140-летием оперы в Казани.

Во многом благодаря дотациям не были повышены цены на билеты — небольшое удорожание, по словам Мухаметзянова, составило только 100 рублей. На спектакли фестиваля стоимость билетов колеблется от 600 до 1600 рублей, на гала-концерты — до 3000.

Рустам Минниханов на опере «Турандот»

В программу Шаляпинского фестиваля в этом году вошли лучшие постановки театра — «Турандот», «Аида», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», «Борис Годунов», «Риголетто». Премьерной постановкой в этом году станет опера «Любовный напиток».

В концертном исполнении будет представлена опера «Порги и Бесс». По мнению директора фестиваля, опера в таком исполнении только выигрывает.

«Сам жанр оперы — он достаточно условный. Что это за жанр, в котором ходят и поют? И когда ты делаешь концертное исполнение, эта условность уходит в сторону. Нахождение певца перед оркестром увеличивает шансы быть услышанным, не „перебрасывать“ свой звук через барьер оркестра».

Основное выразительное средство — музыка, здесь действительно подтверждается. Но, если режиссер талантлив и он способен признавать, что есть художественное средство — музыка, он делает это доступно. Но очень часто происходит так — если состав исполнителей выступает, артисты все делают глазами, жестами, их даже костюмировать не надо. И зрителю все понятно. Эта драматургия уже заложена в самой партитуре.

«Конечно же, сценическая версия и стоит в несколько раз дороже, чем концертная», — признается Рауфаль Мухаметзянов.

Зарубежные гости — Рональд Самм из Великобритании и Лестер Линч из США, занятые в этой опере, рассказывают про невероятно теплый прием, который устроить им могут зрители только в России. И вся организационная работа, которая проводится казанской командой, и те условия, которые создаются гостям, делают участие в казанском фестивале очень комфортным для артиста, признаются они.

«Нас очень поддерживают организаторы фестиваля.
Кроме того, это высококлассный оркестр. Мы ощущаем, как организаторы стараются создать нам очень хорошие условия, выступать здесь — одно удовольствие. Уровень музыки и уровень театра действительно очень высокие. Благодаря той работе, которую за нас делают организаторы, я могу спокойно выступать и делать то лучшее, что я могу», — говорит Рональд Самм и сравнивает происходящее с театрами в Италии.

Обычно, во время подобных фестивалей за кулисами творится такая суматоха, что, когда ты выходишь на сцену, ты не знаешь, что происходит. Потому что все вокруг — просто сумасшествие какое-то. В Казани же замечательная команда, благодаря которой принимать участие в работе просто и комфортно. Более того, этот театр один из лучших, в которых я когда-либо выступал с акустической точки зрения".

ТАГТОиБ им. М.Джалиля

Интересно, что подбор артистов для казанского фестиваля начинается за год до самого мероприятия. По словам специалиста международного отдела театра, собирающего ежегодно труппу для Шаляпинского фестиваля, Анны Багаутдиновой, разговоры о следующем форуме начинаются прямо на репетициях. Каждый же из спектаклей нынешнего года — особенный.

«Аида» — это просто итальянский десант. В «Кармен» — великолепная Елена Максимова, солистка Венской государственной оперы, а в «Севильском цирюльнике» — Виктория Яровая, российская артистка, которая поет в Италии итальянскую оперу. В «Травиате» — блистательная Оксана Шилова, солистка Мариинского театра, «Мадам Баттерфляй» — постоянный состав, у нас поет замечательная певица из Китая Сишенг Йи, которая просто «живет» в этой партии, и ее никем не заменить.

Фрагмент оперы «Турандот»

Особый спектакль — «Борис Годунов», который мы всегда даем в день рождения Федора Шаляпина. В этот раз на сцене выступят три блестящих баса — Бориса споет Михаил Казаков, Пимена споет Алексей Тихомиров, Варлаама — Михаил Светлов-Крутиков — солист «Метрополитен опера». «Риголетто» — великолепный баритон — один из лучших в Европе — Борис Стаценко, мы задействовали также молодую певицу Венеру Протасову", — говорит Анна Багаутдинова.

В завершение добавим, что в гала-концертах, которыми завершится фестиваль, примут участие исключительно звезды — Альбина Шагимуратова, Даниил Крамер, Оксана Шилова и многие другие приглашенные артисты.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: