Новости
31 Января 2017, 10:30

Шаляпинский фестиваль: что смотреть

1 февраля в Казани стартует оперный фестиваль им. Шаляпина. В одном материале культурный обозреватель TatCenter.ru Жанна Мельникова рассказывает, какие спектакли фестиваля нужно посетить и почему.

1 февраля в Татарском театре оперы и балета будет дан старт Международному фестивалю имени Ф.И.Шаляпина — в тридцать пятый раз. Проверено на себе: даже те горожане, кто никогда не был на оперном форуме, всё равно хорошо знают о его существовании. Не слышать о Шаляпинском — это как не знать об Универсиаде или Чемпионате мира по футболу в Казани: события и город накрепко связаны друг с другом.

Жанна Мельникова

Для меня Шаляпинский фестиваль — это глубоко личная история. Много лет назад, ученицами школы при консерватории мы с подругой прорывались на спектакли, несмотря на ажиотаж и (тогдашнюю для нас) дороговизну билетов: доставали дешевые «входные без мест», слушали оперы, стоя по три часа в последнем ряду третьего яруса. На одном из фестивалей посетили все (!) десять или одиннадцать спектаклей подряд, приходили в театр каждый вечер, а возвращаясь домой, счастливые, обсуждали увиденное. Такое стремление к опере, такое «магнитное тяготение» — это ведь и есть любовь, да?

За годы работы в театре февраль стал ассоциироваться с месяцем «перезагрузки»: каждый Шаляпинский фестиваль дарит свои, порой не ожидаемые, открытия и дает такое насыщение музыкой, после которого выходишь немного другим человеком.

Никогда нельзя предугадать, какой именно спектакль вызовет у тебя наибольший резонанс — многое зависит от стечения обстоятельств, в том числе личных. Тем не менее, определенные ожидания каждый раз есть, о них сегодня и расскажу.

«Пиковая дама»

Премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» откроет программу нынешнего фестиваля. Предыдущая постановка спектакля состоялась 20 лет назад; в последнее время в Казани эту во всех отношениях выдающуюся оперу можно было услышать исключительно в концертном исполнении, то есть без декораций и костюмов.

декорации к Пиковой даме (художник Виктор Герасименко)

В новой «Пиковой даме» режиссер Юрий Александров обещает усилить мистическую составляющую: по его словам, главным «вдохновителем» постановки стал Петербург — его атмосфера и культурный код, его туманы, в которых смешиваются явь и сон, его наводнения, создающие постоянную угрозу безопасности города… Еще один лейтмотив спектакля — тема карточной игры, которая довольно необычно воплощена в оформлении и костюмах.

Фото из Instagram Екатерины Воронцовой

Музыка «Пиковой дамы» содержит с десяток оперных «хитов»: от баллады Томского до песенки Графини и знаменитой арии Германа «Что наша жизнь — игра!». В роли Графини выступит народная артистка России, солистка Большого театра Татьяна Ерастова; ведущие партии исполнят солисты театров Москвы, Петербурга и Киева, дирижирует итальянец Марко Боэми — словом, ждем открытий.

Фото из Instagram Светланы Кирилловой

«Евгений Онегин»

«Онегины» Шаляпинского фестиваля в последние годы необычайно интересны. Начнем с того, что над постановкой спектакля в 2012 году в качестве дирижера работал выдающийся музыкант Михаил Плетнев, для которого Чайковский — далеко не проходной автор. То, как звучал оркестр на премьере, невозможно забыть — кажущиеся затянутыми темпы при удивительной выразительности каждой интонации, накрывающая с головой тоска по несбывшемуся, щемящий стон из самой глубины души — «Ах, счастье было так возможно, так близко»…

Василий Ладюк

Дважды на фестивале в партии Евгения Онегина выступал Василий Ладюк, замечательный баритон, один из самых ярких современных российских певцов, и эти выступления также были невероятно интересны. В этом году заглавную роль впервые в Казани исполнит солист Большого театра Игорь Головатенко. Это певец с необычной биографией: он закончил Центральную музыкальную школу при Саратовской консерватории сразу по трем (!) специальностям (фортепиано, виолончель и композиция), а позже — Московскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования у Василия Синайского и Геннадия Рождественского. Собственно вокалу Головатенко учился в Академии хорового искусства у Дмитрия Вдовина, затем стал солистом Московской «Новой Оперы» и Большого театра России.

Приглашенная на роль Татьяны солистка Мариинского театра Екатерина Гончарова уже выступала в Казани. Ее исполнение роли Татьяны пару лет назад некоторые мои коллеги оценили как сдержанное в актерском плане, мне же, напротив, показалось, что небольшая скованность, «деревянность» главной героини — это удивительное сценическое попадание в пушкинский образ: «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». Дирижирует спектаклем всегда точный и лаконичный Ренат Салаватов.

«Мадам Баттерфляй» и «Турандот»

Две потрясающие ориентальные оперы Пуччини, рефлексия европейцев над загадкой души Востока. Эти масштабные постановки Михаила Панджавидзе я в первую очередь рекомендую посетить своим знакомым, спрашивающим «на что лучше сходить?». Невероятная по силе и красоте музыка Пуччини в сочетании со сценической зрелищностью и ярким сюжетом всегда оставляют большое впечатление. В партии Чио-Чио-сан мы услышим молодую татарстанскую певицу Гульнору Гатину, Калафа в «Турандот» также впервые на фестивале споет звездный турецкий тенор Левент Гундуз; в остальном состав проверенный, поэтому в добротности предстоящих спектаклей сомнений нет.

Оксана Крамарева (Турандот) и Ахмед Агади (Калаф)

«Севильский цирюльник»

Эта опера Россини — один из спектаклей, успех которых во многом зависит от индивидуальности исполнителей. Как бы ни были поставлены режиссером мизансцены, наибольшая «ответственность» лежит на певцах — будет ли зрителям смешно и интересно наблюдать за перипетиями их отношений или нет. Состав в этом году подобрался на редкость яркий: Василий Ладюк в партии Фигаро, солистка Венской Оперы Елена Максимова в роли Розины, лауреат премии «Золотая маска» — 2016 Алексей Татаринцев — граф Альмавива, блестящие актеры Дмитрий Овчинников (Бартоло) и Михаил Светлов-Крутиков (Базилио). Ожидаю эффект синергии от совместного творчества столь харизматичных певцов.

Севильский цирюльник - Алексей Татаринцев (Альмавива)

«Трубадур» и «Борис Годунов»

Два совершенно непохожих друг на друга спектакля, поставленные с разницей в 10 лет режиссерами Михаилом Панджавидзе (перенос версии Леонида Баратова в Большом театре) и Ефимом Майзелем, объединены участием в них дирижера Василия Валитова.

Трубадур - Ахмед Агади (Манрико) и Марина Нерабеева (Леонора)

В работах этого довольно молодого дирижера оркестр становится если не главным действующим лицом, то ведущим участником действия, «досказывая», дополняя главных героев, добавляя образам красок и придавая известной музыке новые оттенки. Это особенно ощутимо в спектаклях, которые ты слышал много раз: неожиданный акцент, сдвиг темпа, нюанс — и в «тексте» вдруг открывается новый смысл. В партии царя Бориса — один из самых интересных исполнителей этой роли Михаил Казаков.

Борис Годунов - Михаил Казаков (Борис)

«Риголетто»

Классический спектакль с довольно интересным составом. В роли горбуна Риголетто — красавец Эвез Абдулла, баритон из Азербайджана, делающий карьеру в Европе; Герцога споет великолепный Сергей Скороходов, тенор Мариинского театра. В партии Джильды — молодая солистка Большого театра Нина Минасян. В прошлом году мы слышали ее на гала-концерте Шаляпинского: выпускница Академии молодых певцов под руководством Дмитрия Вдовина исполнила арию Джильды, очаровав серебристым тембром, россыпью бриллиантовых колоратур и совершенной точностью попадания в образ — кроткая, нежная, невинная голубка. С любопытством готовимся услышать всю партию целиком.

«Травиата» и «Аида»

Два репертуарных спектакля, от которых обычно не ждешь откровений, но которые иногда «выстреливают»: например, на прошлогоднем фестивале «Травиата» с Анной Принцевой в роли Виолетты стала настоящей жемчужиной программы, а по мнению некоторых критиков — и лучшим спектаклем форума. В этот раз роль заблудшей куртизанки исполнит отличная певица и актриса Евгения Афанасьева (Москва), в партиях Альфреда и Жермона — Сергей Скороходов и Василий Ладюк.

Травиата - Анна Принцева (Виолетта)

Партнером Оксаны Крамаревой в опере «Аида» станет Левент Гундуз, Амнерис впервые на фестивале споет Дарья Рябинко (Красноярск), а отца Аиды, эфиопского царя Амонасро, — Эвез Абдулла. В составах много обновлений, будет любопытно послушать, как соотношение сил поменяет общую картину.

Гала-концерт

Заключительный концерт — квинтэссенция фестиваля: возможно, самые яркие участники, беспроигрышные оперные хиты и необычные названия в программе. Василий Ладюк, Елена Максимова, Михаил Казаков, Ахмед Агади, Сергей Ковнир, Сергей Скороходов: здесь каждое имя — ярчайшая индивидуальность, гарант мастерства самой высокой пробы.

Режиссер концерта Светлана Смирнова обещала включить в программу фрагменты не идущих в Казани опер — «Отелло» и «Порги и Бесс» (с участием британского тенора Рональда Самма — певца, чья энергия и харизматичность «накрывает» зал до самых последних рядов), «Лакме» (знаменитый «цветочный дуэт» исполнят Гульнора Гатина и Елена Максимова) и «Сельская честь».

Будет и инструментальный блок: на Шаляпинском когда-то выступали пианисты Николай Петров, Даниил Крамер, скрипач Максим Федотов, кларнетист Джампьеро Собрино; в нынешнем году часть фортепианного концерта П.И.Чайковского сыграет заслуженный артист Татарстана Евгений Михайлов.

завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля,

пресс-менеджер ряда культурных проектов

Жанна Мельникова

специально для TatCenter.ru

Фото из архива ТАГТОиБ им. М.Джалиля

Новости
11 Декабря 2024, 14:20

Минюст РТ выявил 506 коррупционных факторов в муниципальных актах

Об этом сообщил замминистра юстиции республики Мухаррям Ибятов.

В ходе экспертизы, проведенной минюстом Татарстана в текущем году, было обнаружено 506 коррупциогенных факторов в 257 муниципальных актах. Об этом сообщил замминистра юстиции республики Мухаррям Ибятов на заседании Комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению.

Ибятов рассказал, что министерство проверило более 20 тыс. муниципальных актов, в 120 из которых обнаружило несоответствия законодательству. Ведется мониторинг процесса устранения этих несоответствий. Согласно данным за прошлый год, все противоречия были полностью устранены. За десять месяцев текущего года показатель обнаруженных несоответствий составил 29%. По его словам, каждый год в регистр муниципальных нормативных правовых актов поступает более 30 тыс. документов. В настоящее время система содержит 313 тыс. актов органов местного самоуправления Татарстана.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане шесть арбитражных управляющих были дисквалифицированы после получения 275 жалоб на их бездействие в процессе банкротства.

Ибятов Мухаррям Мансурович

Заместитель министра юстиции РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: