В конкурсной программе были представлены 34 картины, 13 — в самой интересной для зрителей номинации «Игровой фильм», 16 документальных и 5 анимационных фильмов. Программа, весьма разнообразная по тематике, выявила и некоторые тенденции современного кино, снятого в мусульманских странах. К примеру, сюжеты сразу несколько фильмов обыгрывали простую любовную историю: он, она и мешающие их любви обстоятельства:
«Новый день в старой Сане», Англия: Тарик, сын богатого и уважаемого аристократа, собирается жениться на красавице Билкис, старшей дочери влиятельного судьи. Но Всевышнему было угодно поставить под угрозу этот очевидных для всех брак.
«Принц», Тунис: Адель влюбляется в красавицу Дунию. Все свои заработанные деньги он тратит на прекрасные букеты для нее. Но она — управляющий филиалом банка, а он — всего лишь помощник уличного торговца цветами.
«Слеза холода», Иран: Курдская девушка, мирно пасущая овец в конфликтной зоне Курдистана, помогает партизанам закладывать мины. Солдат их разминирует. Кто бы мог подумать, что они начнут доверять друг другу.
Сюжетные линии еще двух фильмов конкурсной программы почти повторили одна другую: в фильме «Степной экспресс» казашка влюбляется во француза. А в ленте «Сундук предков» киргиз находит свою любовь в лице француженки. В обеих работах через любовные отношения представителей совершенно разных культур поднимается тема родины.
Если вспомнить единственный пока нашумевший татарский фильм «Куктау», также основанный на простой истории двух людей, случайно встретивших друг друга, то налицо определенная тенденция. Вот как объясняет ее Сергей Лаврентьев, член жюри, кинокритик, директор программ МКФ компании «Кинотавр»:
— Я думаю, это тенденция не только киноискусства мусульманских стран. Это вообще реакция мирового кино на бум новых технологий, и она наблюдается уже не в первый раз. Напомню историю картины «Мужчина и женщина» — знаменитой картины 60-ых годов. В ней нет ничего особенного. Два человека встречаются, потом расстаются. Все, больше ничего! Но эта картина получила Гран-при в Каннах, «Оскара» и 42 приза на других фестивалях. Дело в том, что она появилась в тот момент, когда все это казалось ненужным. А нужными казались боевики, спецэффекты… То же самое происходит сейчас. Когда всех этих «Дозоров» — ночных, вечерних, утренних, где все пищит, свистит и летает — становится слишком много, люди начинают хотеть простую историю. В которой ничего бы не свистело и не летало, а были бы обычные люди — он и она, которые просто живут и влюбляются… В этом цикличность мирового кино. И сейчас мы, возможно, возвращаемся к 60-ым годам. Хотя в российском кино этого возвращения пока почти нет. Разве что можно вспомнить картину «Питер FM». На мой взгляд, она неважно сделана, но также основана на простой истории. И оказалась успешна, собрав 8 миллионов долларов в российском прокате, что по нашим меркам очень много.
Одной из проблем, выявившихся в ходе фестиваля, стало само понятие «мусульманское кино». Оказалось, что зрители и профессионалы кино вкладывают в него подчас совершенно разные смыслы. С точки зрения первых, особенно верующих людей, мусульманское кино — это кино, несущее исламские ценности. С точки же зрения киноработников, в том числе, членов жюри, режиссеров
Аманжол Айтуаров, режиссер картины «Степной экспресс»:
— Я с большим напряжением шел на показ этого фильма, потому что в нем есть кадры, где герои пьют. Я считаю себя верующим мусульманином. Не могу сказать, что строго соблюдаю все обычаи, но стараюсь. По пятницам хожу в мечеть. Пытаюсь примирить в своей жизни ислам со светскими традициями. Прежде чем снять кадры с алкоголем, я позвонил знакомому имаму, спросил, как быть. Он сказал, что вопрос не в том, пьют или не пьют у тебя в кадре, а в том, как это воздействует на людей — захочется ли человеку выпить, посмотрев фильм.
Сергей Лаврентьев:
— Действительно, в названии «мусульманское кино» есть определенная неточность. Насколько я знаю, в ортодоксальном исламе вообще существует запрет на изображение человека. Поэтому нужно иметь в виду, что под «мусульманским кино» мы понимаем кино, снятое в мусульманских странах. Не обязательно религиозное. Восточным его тоже назвать нельзя, поскольку «восточное кино» в европейском понимании — это кино Японии, Китая
Между тем, фестиваль «Золотой минбар» вызвал огромный интерес со стороны мусульман Казани. На кинопоказах можно было видеть множество девушек и женщин в хиджабах. Некоторые из них при виде «неприличных» сцен вставали и покидали кинотеатр. К слову, казанский кинофорум начинался при полупустых залах. Даже небольшие, вмещающие до 300 человек залы киноцентра оказывались незаполненными. Но к третьему из шести дней «Минбара» все изменилось. «Дорога в Гуантанамо» английского режиссера Майкла Уинтерботтома, который, к сожалению, не приехал в Казань, шла уже с аншлагом. Поскольку картину, как достойную внимания, отмечали заранее, зрители готовы были весь фильм просидеть на ступеньках зала.
«Дорога в Гуантанамо», Англия: Четверо беспечных молодых англичан, родители которых — выходцы из Пакистана, отправляются на историческую родину. Но вместо веселого приключения они получают полную ужасов и насилия дорогу в американский плен, за колючую проволоку тюрьмы на Гуантанамо. Это полностью меняет их жизнь.
Работа режиссера, который с другой своей картиной завоевал главный приз Берлинского фестиваля, вызвала у казанских зрителей сильнейший отклик. А профессионалам оказалась интересна своей необычной формой: фильм построен по типу документального кино. Крупный план героев, «вспоминающих» свои злоключения, чередуется с художественным «проигрыванием» того, что они вспоминают. Лента как бы постоянно перематывает время вперед и назад. Фильм основан на реальных событиях, и зрителю кажется, что на экране — не артисты, а те самые пакистанцы, пережившие трагедию… Работа Уинтерботтома награждена специальным призом фестиваля «Золотой минбар» «За поиск новых форм в киноискусстве».
Второй пик зрительского интереса пришелся на турецкую картину «Долина волков». Было заранее известно, что это самая дорогая постановка в истории турецкого кино, и она бьет все рекорды проката как у себя на родине, так и в Европе. Показ фильма в четверг, 14 сентября, вызвал настоящий ажиотаж. Охрана едва сдерживала толпу рвущихся на просмотр зрителей. Зал заполнился против всех правил противопожарной безопасности: все ступеньки, все проходы и свободное пространство перед экраном были заняты людьми. Единственный раз за фестиваль организаторы были вынуждены предложить зрителям повторный показ фильма на следующий день.
«Долина волков», Турция: Последняя война в Ираке. Брат одного из турецких офицеров, проходящих службу в Ираке, мстит за его унижение американским военнослужащим, устраивая серию террактов. Судьба сводит его с девушкой, которая из-за американцев потеряла мужа в день ее собственной свадьбы.
Фильм — термоядерная смесь боевика с мелодрамой. В нем много взрывов, крови и слез. Голливудские кинотрадиции и дорогие голливудские звезды (Гэри Бьюзи, Спенсер Гарретт) странным образом сочетаются здесь с национальным колоритом, танцующими суфиями и кадрами, дышащими ненавистью к американцам. Несмотря на аншлаг и «послужной список» фильма, «Долина волков» не взяла на фестивале ни одного приза. Вероятно, сказалась конъюнктурность картины: американцы показаны в ней настоящим исчадием ада. Они убивают невинных детей, «разбирают на органы» иракцев, которых берут в плен прямо на свадьбе, и готовы покуситься даже на уважаемого всеми местного шейха.
Гран-при фестиваля достался картине, прошедшей для зрителей почти незамеченной. Это «Слеза холода» иранского режиссера Азизоллы Хамиднезаде.
Азизолла Хамиднезаде — родился в 1959 году. В 1977-ом начала создавать короткометражные фильмы при помощи Свободной Группы Кино в Тегеране. В последние годы является одним из ведущих иранских режиссеров среднего поколения.
Фильм получил не только Гран-при, но и два «минбара» в других номинациях. «За лучшую женскую роль» награждена актриса Голшифтех Фарахани, сыгравшая главную героиню (на фестиваль она не приехала). А также фильм отмечен как лучшая режиссерская работа. Таким образом, в руки Хамиднезаде попали сразу три статуэтки «Золотого минбара».
Азизолла Хамиднезаде:
— Я пытался показать любовь в условиях войны. Любовь между девушкой и военным, которая призвала две страны к миру. До «Золотого минбара» фильм был показан на фестивалях в Торонто, Дели, Токио, Дубаях. В Дели он получил призы за лучшую мужскую роль и сценарий. Фильм снимался в реальных условиях, в горах иранского Курдистана. Там холодно, лежит снег. А иранская кинотехника очень невысокого качества — это создавало большие проблемы. Не могу сказать точно, каков бюджет картины, — я только сценарист и режиссер. Но знаю, что на этот фильм ушло больше денег, чем на любую иранскую картину.
Иранский режиссер также поделился впечатлениями о России, в которой побывал впервые:
— Мое мнение о России изменилось. Раньше думал, что это закрытая страна. Но, приехав сюда, понял, что она намного более открыта, чем я представлял. Очень понравилась Казань. Люди доброжелательные. Есть на что посмотреть. Если Татарстан будет уделять внимание своему историческому прошлому, здесь смогут снимать очень хорошие фильмы.
Мир-Касым Октай, член жюри, кинорежиссер, драматург, продюсер, обладатель Гран-при I «Золотого минбара»:
— Это фестиваль мусульманского кино. Но это кинофестиваль, а не фестиваль по каким-то политическим или иным вопросам. Поэтому задачей устроителей было обеспечить высокий уровень представленных произведений, а задачей жюри — оценить их профессионально, без скидок на политику и тому подобное. Мы работали искренне, добросовестно и достаточно напряженно. Фильм «Слеза холода», получивший Гран-при, демонстрирует и профессионализм, и духовность, и миротворчество, что соответствует, кстати, девизу фестиваля -«Веротерпимость и политкорректность».
В конце праздника в честь закрытия фестиваля, которое состоялось 15 сентября в КРК «Пирамида», высказался председатель жюри Вадим Абдрашитов.
Вадим Абдрашитов — кинорежиссер, действительный член Российской Академии кино, обладатель премий Берлинского кинофестиваля (фильм «Слуга», «Пьеса для пассажира»), Золотой медали 44-ого Международного кинофестиваля в Венеции (фильм «Плюмбум или Опасная игра»).
Вадим Абдрашитов:
— Поздравляю всех нас, что фестиваль «Золотой Минбар» состоялся. Второй раз. Он еще достаточно молод. Есть что делать. Но желание зрителей прийти в кинотеатр и посмотреть программу, желание организаторов сделать так, чтобы фестиваль прошел хорошо — это главный залог того, что на третьем, четвертом фестивале будет все лучше и лучше. Я благодарен оргкомитету, что наша команда жюри так совпала. Такое бывает довольно редко. Это очень профессиональные и очень хорошие люди. Мы подружились. Все решения, принятые членами жюри, были приняты практически единогласно. Мы договорились с самого начала: будем оценивать картины по тому, насколько они нас трогают. По художественному — и никакому более уровню. Гран-при картине «Слеза холода» — это тоже единодушное решение нашего жюри.
Полный список призов II Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар»:
Раздел «Документальный фильм»:
Номинация: Лучший сценарий неигрового кино — «Цвета эпохи перемен». Сценаристы — Андрей Шелков и Равиль Бухараев, Россия.
Номинация: Лучший фильм-репортаж — «Эльдорадо». Режиссер — Ассад Таха, Катар.
Номинация: Лучший неигровой фильм — «Территория Памир». Режиссер — Абдул Малек Гулам, Афганистан.
Раздел «Анимационный фильм»:
«Аль-Фатиха». Режиссер — Станислав Соколов, Россия.
Раздел «Игровой фильм»:
Номинация: Лучший сценарий игрового кино — «Степной экспресс», Казахстан. Сценаристы — Одельша Агишев, Фоат Ахметов.
Номинация: Лучшая операторская работа — «Сундук предков», Киргизстан, Россия, Франция. Оператор — Дмитрий Ермаков.
Номинация: Лучшая женская роль — Голшифтех Фарахани. Фильм «Слеза холода», Иран.
Номинация: Лучшая мужская роль — Толеген Куанышев. Фильм «Степной экспресс», Казахстан.
Номинация: Лучшая режиссура — «Слеза холода», Иран. Режиссер — Азизолла Хамиднезаде.
Номинация: Лучший игровой фильм (Гран-при) — «Слеза холода», Иран.
Специальные призы
«За вклад в киноискусство» — Вадим Абдрашитов, председатель жюри.
Приз телевидеокомпании «Исламский мир», «За вклад в дело исламского просвещения» — документальный фильм «Цифровая точность в Коране», Саудовская Аравия. Режиссер — Ихаб Мамдах Ахмад.
«За поиск новых форм в киноискусстве» — «Дорога в Гуантанамо», Англия. Режиссер Майкл Уинтерботтом.
Специальный приз Президента РТ «За гуманизм в киноискусстве» — «Сундук предков», Киргизстан, Россия, Франция. Режиссер — Нурбек Эген.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: