Шамиль Хусаинович, завершается 2009 год, который проходил под знаком противодействия коррупции в нашей стране. Сколько в Татарстане было совершено коррупционных преступлении и правонарушений в 2009 году? Сколько дел дошло до суда?
— И уходящий год, и предшествующий ему 2008-й действительно стали для нашей страны знаковыми в части противодействия коррупции. Впервые в Российской Федерации были предприняты реальные и системные меры в данной сфере политики. Прежде всего, это связано с личными инициативами Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева.
Основные тезисы государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции были сформулированы в 2008 году в Национальном плане противодействия коррупции. Это, во-первых, установление специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей и должностей государственной службы, предусматривающих, в том числе, и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера этих лиц. Возложение на государственных и муниципальных служащих, дополнительных запретов, ограничений и обязанностей.
Во-вторых, совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В-третьих, возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений. Особо важным тезисом является установление дисциплинарной и иной ответственности, вплоть до увольнения, за нарушение этих и других требований. Как видно из перечисленного, все эти меры нацелены на предупреждение, профилактику коррупции.
Завершающийся 2009 год был посвящен реализации основных первоочередных мер, предусмотренных в Национальном плане. Принят целый пакет антикоррупционных федеральных законов, в том числе закон о противодействии коррупции, указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение действия законодательства. К примеру, последними указами, подписанными в сентябре 2009 года, утвержден порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых государственными служащими, и соблюдения ими требований к служебному поведению.
Для эффективного противодействия коррупции все сферы государственного управления должны стать открытыми для общественного контроля, включая деятельность органов государственной власти и судов. На это нацелен еще один блок федеральных законов, вступающих в силу в 2010 году: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Я бы сказал, что таким образом в нашей стране формируется система мер, целью которой является создание надежного заслона коррупции. Эта работа пока в самом начале и далека от завершения. Об этом неоднократно говорил и Президент России.
Впереди предстоит объемная работа по внедрению установленных антикоррупционных механизмов на уровень субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, по введению антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции. При этом особое значение должно придаваться формированию у граждан нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям коррупции, повышению правовой культуры населения.
Что же касается борьбы с коррупцией, то есть пресечения преступлений и уголовного преследования конкретных коррупционеров, то, как отметил Президент России в своем Послании Федеральному Собранию в ноябре текущего года, одними «посадками» проблему не решить. Но сажать надо. Правоохранительными органами республики за 11 месяцев текущего года выявлено и пресечено 563 коррупционных преступления. Завершены расследованием и направлены для рассмотрения в суды уголовные дела по 386 преступлениям. Осуждено 160 коррупционеров.
Могли бы Вы назвать самые «громкие», резонансные коррупционные преступления, которые были совершены в 2009 году?
— Рассказывать о выявленных преступлениях прерогатива скорее правоохранительных органов. Но должен отметить, что для татарстанских правоохранительных органов борьба с коррупцией — не стремление к сенсационным, «громким» разоблачениям, а скорее стабильный, каждодневный, скрупулезный труд. Хотя некоторые «резонансные» дела есть и в нашей республике. В 2009 году за совершение коррупционных преступлений осуждены должностные лица: Департамента Казначейства Министерства финансов РТ Гарипов А.Р., отдела камеральных проверок № 2 МРИ ФНС № 9 по РТ Халикова Г. Н.
В процессе судебного разбирательства находится уголовное дело в отношении руководителя Палаты земельных и имущественных отношений одного из муниципальных районов республики. В деле фигурирует вымогательство 17 миллионов рублей. Расследуются уголовные дела, возбужденные по фактам получения крупных взяток должностными лицами одного из структурных подразделений исполкома г. Казани, Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан. Выявлены три факта получения взяток за содействие при поступлении в высшие учебные заведения и несколько случаев получения взяток за освобождение от прохождения службы в армии.
Как, на Ваш взгляд, экономический кризис повлиял на коррупциогенную обстановку в Республике Татарстан?
— Я бы не сказал, что имеется прямое влияние экономического кризиса на рост или снижение коррупции. Это, кстати, подтверждается данными уголовной статистики. Никакого всплеска коррупционной преступности в Татарстане не отмечается. Скорее можно вести речь о некотором смещении коррупционных рисков в сферу государственного антикризисного регулирования. Как известно, такое регулирование сопряжено с бюджетной поддержкой отдельных отраслей экономики и предприятий. Ну, а там, где есть большие деньги и лица, от решения которых зависит, давать их или не давать, всегда возникают повышенные коррупционные риски.
Какие отрасли экономики, сферы повседневной жизни граждан, наиболее коррумпированы и почему?
— На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Так как, говоря о коррупции, мы в основном подразумеваем коррупцию в государственных органах (государственную), то наиболее коррумпированными здесь являются те отрасли и сферы экономики, где высок уровень государственного регулирования. Имеется в виду различные процедуры согласования, получение всевозможных разрешений, лицензий, распределение бюджетных средств, выдача кредитов, ссуд, государственные закупки
Если же мы ведем речь о восприятии коррупции гражданами, то их волнуют те сферы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Тогда на первые места выходят образование, здравоохранение и социальное обеспечение.
Эти выводы подтверждаются и уголовной практикой. Наиболее массовым порядком пресекаются преступления, относящиеся к так называемой бытовой коррупции, а если взять общественную опасность преступлений, размеры взяток и хищений, то здесь безусловный лидер коррупция в государственных органах.
Коррупция зачастую воспринимается людьми, как нечто обыденное, и даже, как почти неизбежное явление. Меняется ли, по вашему мнению, отношение к коррупции в обществе?
— Я думаю, что ответ на Ваш вопрос заложен в словах Владимира Путина, сказанных им в ранге Президента России: «другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, как развитие гражданского общества и свободы средств массовой информации у нас нет».
Не случайно, в том же Национальном плане противодействия коррупции реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата, напрямую увязана с реализацией прав граждан на получение достоверной информации, повышением независимости средств массовой информации.
Что может сделать общественность и СМИ для развития антикоррупционного мировоззрения граждан?
— Средства массовой информации в своей деятельности являются отражением нашего общества, со всеми присущими ему недостатками. Отсюда стремление преподнести очередной «жареный» факт, о котором журналисты сразу же забывают, как только его сменяет другая сенсация.
Хотя на антикоррупционное мировоззрение граждан нашей страны можно и, главное, нужно влиять. Одним из способов является целенаправленное правовое просвещение, даже пропаганда отрицательного восприятия коррупции. Здесь должна превалировать роль тех СМИ, которые обеспечены государственной поддержкой.
Вторым направлением должно стать профилактическое воздействие независимых СМИ, направленное на разоблачение коррупционеров, освещение коррупционных сделок и факторов, влияющих на существование коррупции. Тайный коррупционный сговор, преданный гласности и попавший в зону прозрачности, подвержен общественному контролю и влиянию. На практике это приводит к повышению риска у коррупционера быть разоблаченным, отказу от коррупционных схем и, в конечном счете, сокращению коррупции.
К сожалению, такая форма как журналистское расследование сегодня редкость. Об этом говорилось в ходе «круглого стола» главных редакторов и руководителей печатных и электронных республиканских СМИ «Освещение борьбы с коррупцией: опыт, проблемы» в июле текущего года. Думаю, что реализация согласованных мер будет шагом вперед к противодействию коррупции.
Фото — сайт formulaprava.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: