Новости
25 Ноября 2015, 10:50

Сергей Юшко: «Кластеры обладают „врожденной“ способностью к инновационному саморазвитию»

«Деловая Россия» предложила минпромторгу РФ создавать кластеры при госкомпаниях. По проекту, субъекты малого бизнеса получат возможность пройти подготовку в корпоративных университетах и стать участниками региональных промкластеров на производственных площадках компаний с госучастием. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» гендиректор технопарка «Идея» Сергей Юшко рассуждает о том, нужно ли малым компаниям такое взаимодействие с крупным бизнесом и что от этого выиграют предприниматели.

В современной практике немало методов взаимодействия крупных предприятий с компаниями малого и среднего бизнеса (МСБ).

Несмотря на разнообразие методов, необходимо точно знать, какая из возможных форм будет наиболее эффективна для реализации стратегических целей развития промышленного предприятия.

Исходя из задач, стоящих перед любой госкомпанией, можно выделить две стратегические цели для формы организации взаимодействия с МСБ.

Первая — обеспечение высокой производственной эффективности в виде механизмов использования методов франчайзинга, субконтрактации, аутсорсинга, декомпозиции и т. д. Вторая — обеспечение инновационной основы деятельности предприятия: венчурный бизнес, бизнес-инкубирование, инновационный кластер (промышленно-инновационный кластер).

В связи с тем, что взаимодействие крупной и малых фирм в форме франчайзинга оптимально только в том случае, когда есть цель освоения новых рынков, то эта форма сотрудничества, скорее всего, не будет иметь заметного распространения у организаций флагманских отраслей России, например, отрасли оборонно-промышленного комплекса.

Высокая степень риска для крупного предприятия будет сопутствовать аутсорсингу и венчурному бизнесу. К тому же, аутсорсингу присуща и высокая самостоятельность малых фирм по сравнению со всеми иными способами взаимодействия.

Наиболее перспективным и эффективным способом взаимодействия крупных и малых предприятий является деятельность в рамках кластера.

К настоящему времени в мировой практике кластерный принцип получает все большее распространение, накопился достаточный опыт его развития. Выявлено большое разнообразие характерных особенностей организации и направлений деятельности кластерных структур, различные подходы к их формированию.

Объединение малых, средних и крупных фирм в кластер (такое объединение обычно закреплено многосторонним соглашением) обеспечивает условия их взаимного содействия общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Характерной чертой промышленного кластера является наличие многоуровневой сетевой технологической кооперации.

Сотрудничество и конкуренция внутри кластера, свободный обмен информацией и быстрое распространение инноваций обеспечивают совершенствование совместной деятельности и стимулируют развитие прогрессивных технологий. В результате, как кластер в целом, так и его участники оперативно адаптируются к быстро меняющейся внешней среде, наращивают свои конкурентные преимущества и обретают новые возможности в соответствующих сферах деятельности.

В отличие от иных форм интеграции бизнеса разных фирм кластеры обладают «врожденной» способностью к инновационному саморазвитию.

При рассмотрении различных подходов к формированию кластеров и их комбинаций, можно предположить, что наиболее перспективными могут стать кластеры в виде объединений малых и средних предприятий, сконцентрированных вокруг одного лидирующего центра, с вертикальными и горизонтальными производственными связями.

Сфера деятельности таких кластеров может охватывать разработку, процессы производства, поставок, сбыта и сервисного обслуживания продукции. Роль госкомпаний в процессе образования таких кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе кооперации и субконтрактации при активном информационном взаимодействии. А заинтересованность у компаний МСБ в таком сотрудничестве есть, ведь в одиночку они не смогут внести вклад в решение серьезных инновационных проблем, связанных с повышением конкурентоспособности в сферах, охватывающих более широкий круг компетенций, чем имеет каждая такая компания в отдельности.

Кластерный принцип взаимодействия госкомпаний и компаний МСБ позволит в сжатые сроки выводить инновационные продукты на уровень глобальной конкурентоспособности.

При этом немаловажную роль должны сыграть научные организации, малые инновационные предприятия и инфраструктурные объекты.

Научные организации должны обеспечивать создание основ инновационных технологий и продуктов, малые инновационные предприятия апробируют результаты научных разработок и создают опытные образцы, а все эти процессы генерации и коммерциализации инноваций осуществляются с использованием широких возможностей и доступных средств производства инфраструктурных объектов кластера.

Считаю, что в кластерах необходимыми будут такие элементы инфраструктуры как технопарки, так как основное распределение финансовых потоков, обеспечивающих инновационную деятельность, осуществляется именно через них.

Технопарк — это территория, где созданы все условия для разработки и коммерциализации инновационных идей. Технопарки характеризуются наличием единого имущественного комплекса на обособленной территории, имеют возможности по оказанию своим резидентам широкого спектра сервисных услуг на льготных условиях.

Статус резидентов технопарка получают преимущественно субъекты малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность необходимого профиля. Сотрудничать с ними могут также работники научных организаций, учебных заведений и специалисты производственных организаций.

Разрозненные инновационные малые предприятия функционируют в сложной рыночной среде при отсутствии минимальной поддержки. В свою очередь госкомпании испытывают сложности в поиске партнеров среди инновационных компаний МСБ. Даже, когда они находят друг друга, то для организации тесного долговременного сотрудничества необходимо преодолеть немало трудностей.

В случае организации взаимодействия технопарка с госкомпаниями обеспечиваются оптимальные условия для концентрации инновационных компаний МСБ нужной специализации. Так, используя ресурсы технопарка (современные средства труда, комфортные условия и соответствующие льготы), решаются задачи, поставленные госкорпорациями. При этом имеется также возможность проведения совместных научно-технических мероприятий (выставок, конференций и т. п.). Отработка новых технологий может производиться на оборудовании коллективного пользования.

На примере Татарстана можем проследить, что региональные власти поддерживают данную инициативу.

На начальном этапе разработки находится проект создания «Центра компетенции». Проект направлен на организацию взаимодействия предприятий оборонно-промышленного комплекса и МСБ при участии Технопарка «Идея». В рамках кластерной инициативы технопарк также принимает активное участие в качестве специализированной организации, которое ведет сопровождение развития инновационного территориального кластера в сфере нанотехнологий в республике.

В программу развития кластера планируется заложить все ведущие тенденции современного рынка наноиндустрии, а также предполагается активное участие малого и среднего бизнеса, поскольку он выступит как активатор прорыва, как организации, которые смогут вывести локомотивные предприятия региона не только на государственный уровень, но и на уровень глобальной конкуренции.

Генеральный директор технопарка «Идея»

Сергей Юшко,

специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: