Любовь к технике Сергей Галкин обнаружил в себе, как водится, в детстве. Правда, серьезно заниматься начал довольно поздно — лишь с 11 лет. Сначала увлекся картингом. Через несколько лет попробовал себя в мотокроссе, но вскоре получил серьезную травму и со спортом завязал. Наконец, в 2002 году приобрел себе первый спортбайк — Honda. С того времени все и пошло: спустя какое-то время взял новый Kawasaki, потом «литровик». Попал в серьезную аварию в городе, убедился на собственном примере, что на дорогах в России ездить пока еще очень опасно — мотоциклистов просто не видят, а на скутеристов вообще внимания не обращают! Тогда наш герой решил полностью переключиться на трековые гонки — новую, но довольно быстро развивающуюся дисциплину. Сегодня в России уже строятся несколько треков очень хорошего качества.
На вопрос, как начинал свой путь в большом мотоспорте, Сергей Галкин рассказывает одну историю: однажды с приятелем купил спортбайк и, насмотревшись мотогонок, решил, что тоже умеет хорошо ездить. Сел на «восьмерку» с прицепом и поехал с товарищем в Чехию покататься на треке. В Чехии начинающие мотогонщики встретили Николая Стешку — тренера из Латвии, который и взялся за ребят. Сергей считает, что всеми своими успехами он обязан именно этому специалисту.
Сергей Галкин:
— Тогда мы позанимались, попробовали — поняли, что в управлении мотоциклом разница между нами и профессиональными гонщиками просто колоссальна. Однако сдаваться никто не собирался, и в этом году мы стартовали в российских соревнованиях.
— На каком мотоцикле вы участвовали в чемпионате?
— На Kawasaki. В принципе, к мотоциклу особых нареканий нет. На прошедшем кубке страны мы участвовали в классе непрофессиональных мотоциклов с объемом двигателя 600 кубических сантиметров (Superstock 600). По деньгам этот мотосезон обошелся нам примерно в 650−750 тысяч рублей.
— А в каких дисциплинах сейчас проводятся российские соревнования?
— Сейчас на кубке России проводятся турниры среди 5 классов: «Superbike», «Supersport 600», «Superstock 1000», «Superstock 600», «Supersport 400», а также женский «Superstock Women». Различаются они по объему двигателей у мотоциклов, а также степени профессиональной подготовленности техники к гонкам. Кроме того, для начинающих организуются специальные турниры BPS Cup, с которого, на мой взгляд, и стоит начинать всем мотолюбителям.
— Как складывался ваш турнирный путь в кубке?
— Начиналось все как нельзя лучше: я выиграл первый этап, на втором занял третье место. На июльских соревнованиях выступил тоже неплохо, добравшись к финишу шестым. В заключительных состязаниях достаточно было приехать в первой шестерке, но… Надо было успокоиться, ехать проще. Я же дал волю эмоциям, несколько раз попытался необоснованно быстро вписаться в повороты, и в результате 2 падения и только 12 место, которое принесло мне в общем зачете лишь серебряные медали. Обидно, конечно. Поддержать приехали друзья, родственники. Помогали как могли: кто — с техникой возиться, кто — просто советами. Чемпионом в итоге стал Рома Устенко из Подмосковья, но я считаю, что даже второе место для первого раза является совсем неплохим результатом!
— За сезон много было сходов и падений?
— Да, в этом году очень много, особенно на последнем этапе — ведь решалась судьба призовых мест. Вообще, все 4 этапа чемпионата в этом году проходили в Москве на автодроме в Мячково: у нас трасса еще не готова, в Питере ее закрыли, а в Смоленске и Нижнем Новгороде только начали строить. Был один поворот, где упало около 15 гонщиков — вроде антифриз разлили… назвали это место «Чернобылем». Гонка проходила в дождевых условиях, и это еще более усложнило управление мотоциклом.
— Защищает ли как-нибудь специальное мотообмундирование?
— Я сторонник того, что ездить надо только в экипировке. И не просто покупать первую попавшуюся спецодежду, а предварительно проконсультироваться со специалистами или друзьями, которые в этом разбираются. На экипировке экономить нельзя. Если человек выбирает шлем за 3 тысячи рублей, но при этом покупает мотоцикл за 400 — это на самом деле смешно, ведь собственная жизнь и здоровье стоят куда дороже! Некоторые набивают поролоном вьетнамские куртки с рынка, ездят в шортах, сланцах, не задумываясь, что, например, потная нога в такой «обуви» запросто может соскочить и за что-нибудь зацепиться… Или потные руки. Зимой никто не ездит на снегоходах без перчаток, летом же наоборот — люди просто не понимают, что надо избегать таких моментов. А когда человек падает на асфальт, стирается буквально всё, и не всегда кожный покров потом можно восстановить. Вообще, объяснить людям о безопасности очень сложно — многие думают, прежде всего, о «понтах», пафосе. Мол, вот как я умею. Все это до первого падения.
— А какие, на ваш взгляд, качества в человеке способствуют достижению успеха в мотоспорте?
— В первую очередь, это осознанное желание. Именно такое желание, когда человек хочет заниматься не гипотетически, а реально! Следующий этап — встреча хорошего тренера. Например, мой тренер поступил очень просто: сразу дал несколько советов и сказал, что если увидит в нас стремление развиваться и дальше, то продолжит занятия. И у того, кто действительно жаждал двигаться вперед, в скором времени появились успехи! Причем «поехали» те люди, от которых вообще никто не ожидал. Должна быть такая последовательность действий: Желание — Воплощение — Результат. Дальше уже стремление к достижению четко определенных целей. И, конечно, никуда не деться от финансовой стороны. Хоть мотогонки и не так дороги, как автоспорт, но вложений требуют очень серьезных. Стоимость средне подготовленного мотоцикла сопоставима со стоимостью автомобиля — порядка 500 000 рублей, а для достижения серьезных результатов придется выкладывать еще большие средства.
О европейских и мировых чемпионатах мы пока не думаем, но если все пойдет по плану, лет через 5−7 новое поколение гонщиков уже сможет уверенно выезжать на самые крупные соревнования. Вот в Прибалтике трассы и школы остались еще с советских времен, к тому же до европейских мотодромов им буквально рукой подать — они постоянно контактируют и обмениваются опытом, поэтому когда приезжают к нам, сразу со старта резко уезжают вперед, а остальные безрезультатно пытаются их догнать…
— Вернемся к Вашему успеху. Какое звание Вам дадут за эти серебряные медали?
— Думаю, все-таки за российский чемпионат даже «кандидата в мастера спорта» сразу не присвоят. Наверное, ограничатся первым разрядом — все-таки это были вообще первые соревнования подобного рода. Мотоциклетная Федерация России сейчас испытывает проблемы, они вообще молодцы, что смогли-таки провести этот чемпионат. Очень многие мотоциклисты не участвует в соревнованиях только потому, что существует лишь одна трасса. Это сильно сказывается на зрелищности и популярности. А постройка новой трассы обходится очень дорого, стоимость переваливает за миллиард рублей. Бюджет далеко не каждого региона способен такое потянуть.
Хочется, чтобы и татарстанское министерство спорта обратило на нас внимание — ведь если даже мне фактически в одиночку удалось добиться таких успехов, то что можно было бы сделать при поддержке администрации и спонсоров. Даже если просто кто-нибудь предоставит помещения для хранения и ремонта техники — уже будет большая помощь! Поэтому мы и обращаемся к Малой Академии Картинга (МАК) — у них есть помещения, есть навыки, техническая база и большой педагогический опыт. Я раньше сам там занимался. Если руководитель Академии Евгений Шафранов подключится и к двухколесному спорту, то с их помощью можно реально достигнуть очень многого.
— Каким Вы видите будущее мотоспорта?
— Будущее за детьми, которые придут через несколько лет, но кадры надо начинать воспитывать уже сейчас. В Европе занимаются кроссом, гонками уже с 3−5-летнего возраста! Сейчас мы видим, что развитие идет, народ к этому стремится — взять хотя бы показатели роста продаваемой мототехники. Народ начал объединяться в мотоклубы. Это, безусловно, хорошо, но не всем это интересно. Главное, чтобы всех мотоциклистов объединяла единая культура, мотокультура. Неважно, как к этому придет человек — через клубы, гонки или еще как-нибудь. Главное — чтобы не было беспредела на дорогах, чтобы окружающие не думали про мотоциклистов как о полных придурках, которые только и хотят, что покрасоваться перед другими. Такие, к сожалению, тоже попадаются, они есть везде.
— У вас есть какие-нибудь планы по развитию этого вида спорта у нас в Казани?
— Вообще у меня есть огромное желание создать полноценную гоночную мотошколу, обучение в которой начиналось бы уже с детского возраста. Сейчас мы ведем активные переговоры с Малой Академией Картинга, и если придем к полному взаимопониманию, то надеюсь уже в ближайшее время начнем воплощать имеющиеся идеи в жизнь. Я хочу создать школу, в которой будут учить безопасно ездить на мотоцикле. А с теми, кто захочет развиваться в гоночном направлении, смогут работать с тренерами из МАК — у них соответствующий педагогический опыт накоплен уже давно. Параллельно будем привлекать и «больших» людей. При серьезном подходе через 5−7 лет мы будем вполне конкурентоспособными в России. В принципе, мы уже сейчас можем создать полноценную достойную команду, но пока ищем спонсоров.
— На какой стадии сейчас находится становление школы?
— Сейчас ждем окончательного оглашения результатов чемпионата, хотя награждение в Москве уже прошло. Должны озвучить решение о присуждении званий. Я уже смогу с полной уверенностью заявить, что добьюсь выполнения поставленных целей, так же как добился успеха на соревнованиях. Согласитесь, в ранге обладателей медалей чемпионата России договариваться со спонсорами куда проще, чем просто, если ты пришел откуда-то со стороны. Потом будут нужны деньги и спонсоры. Кризис, конечно, как всегда наступил не вовремя. Ведь даже закупка самой элементарной техники обходится совсем недешево. Так, детские китайские мини-байки стоят по 10−12 тысяч: далеко не каждый может себе это позволить. Да и никто не может дать гарантий, что все дети состоятельных родителей будут хорошо ездить. Так сложилось, что в мотоспорте успехов часто добиваются именно те, кто не может похвастать солидным бюджетом. Хотя забывать и о платежеспособных людях тоже ни в коем случае не стоит, иначе просто не будет средств для дальнейшего развития. Поэтому необходимо тщательно продумать всю схему развития.
— Сейчас в Казани многие занимаются мотогонками?
— На турниры помимо меня выезжали еще два человека, которые ездили в любительском BPS классе. Хотелось бы привлечь побольше народу, но пока имеем то, что имеем. Думаю, в следующем году число казанских мотоспортсменов все же возрастет. Все-таки появится собственная трасса, а кого-то возможно окрылит и мой успех.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: