— Сейчас ситуация в мировой экономике непростая. Автомобильный рынок на этом фоне замедляется. Какие шаги предпринимаются «Ростехнологиями» и АвтоВАЗом, чтобы вновь не попасть в ситуацию 2008−2009 годов?
— Мы уже сейчас предприняли ряд шагов, в первую очередь обеспечиваем производство максимального количества моделей. Чем больше моделей, тем больше мы застрахованы от разного рода рисков. У нас на сегодня есть Lada Priora, Kalina, Granta, Largus. Осенью на платформе В0 будет запущено производство автомобилей Nissan Almera. В первой половине 2013 года начнется производство и продажа новой Lada Kalina, чуть позже — автомобиля под брендом Renault. В начале 2014 года планируется запустить производство автомобилей Datsun, созданных на вазовской платформе Kalina. Бренд Lada, по самым скромным оценкам, стоит более $ 1 млрд. — это прекрасный актив, который, конечно, будет сохранен в любом случае. Кроме того, с 2008 года оптимизирован штат сотрудников с 110−115 тыс. до 66 тыс. Мы уже объявили, что мы проведем оптимизацию численности в основном за счет обслуживающего персонала, то есть не рабочих, а менеджмента.
— Какие финансовые инструменты планируете применять, чтобы оптимизировать финансовые риски? Вопрос касается не только АвтоВАЗа, но и, например, КамАЗа, ведь сегмент коммерческой техники быстрее всего реагирует на колебания в экономике.
— В автопроме хеджировать риски очень сложно. К сожалению, другого способа, кроме оказания финансовой поддержки со стороны государства, пока никто не придумал. И американцы поддерживали все свои автомобильные предприятия, и европейцы тоже оказывали финансовую помощь, кто-то просто отдавал деньги безвозвратно, а кто-то давал с возвратом, как мы, но на долгосрочный период. Что-то новое я не могу придумать. Кроме того, нужно максимально диверсифицировать производство, и это касается модельного ряда.
— Может быть, вторая госпрограмма утилизации автомобилей поможет?
— Как известно, с сентября в России начал действовать утилизационный сбор, он аккумулируется в фондах. Пока решения, как истратить эти деньги, нет. Мы хотим предложить схему, при которой эти средства выделялись бы на утилизацию, то есть выдавались бы владельцу при сдаче в утилизацию старого автомобиля в качестве премии для покупки нового. Если такая схема будет принята, то это уже серьезная поддержка нашего автопрома. Подчеркну, что пока решения такого нет, это наше желание. Но мы готовим предложение по этому поводу.
— На какой стадии сделка по продаже пакета КАМАЗа Daimler? Вы говорили про начало 2013 года. Она будет сложноструктурированной?
— Я не исключаю, что может быть такая сделка. Но пока мы окончательное решение не приняли.
— Речь идет о том, что блокпакет КАМАЗа тоже останется за госкорпорацией?
— Да, конечно. Минимум блокпакет. Пока «Ростехнологии» в КАМАЗе ничего не продают. Продает «Тройка Диалог». У нас есть рекомендации правительства сохранять как минимум блокирующую долю в автомобильных активах. У нас 49,9\% КАМАЗа, и мы не собираемся их продавать. Нам пока такого разрешения никто не давал. Но мы собираемся вложить этот пакет в совместное предприятие с МАЗом.
— А Daimler поддерживает альянс с МАЗом?
— Мы не можем комментировать позицию партнера. Могу сказать от лица «Ростехнологий»: пакет Daimler не размоется, потому что планируется создание СП, куда будут внесены акции КАМАЗа, принадлежащие «Ростехнологиям», и акции МАЗа, принадлежащие правительству Белоруссии. СП позволит нам расширить рынок и самим производить в Белоруссии КАМАЗы, которые впоследствии мы планируем продавать и в Европе. Сегодня КАМАЗ — это совершенно другая машина, чем была, допустим, даже три года назад. У нас новые двигатели Cummins, новая трансмиссия, тормозная система и кабина, созданная совместно с Daimler. Это европейский автомобиль по всем стандартам. По крайней мере, мы вполне можем конкурировать с Mercedes. Мы и рынки с ними стараемся делить, чтобы не мешать друг другу.
— Какова стратегия дальнейшего развития КАМАЗа? Будут ли СП с международными игроками помимо Daimler?
— КАМАЗ должен стать крупным международным игроком. Стратегия развития предусматривает расширение партнерства с немецким концерном Daimler, развитие парка поставщиков, формирование стратегических партнерств по компонентам. Решения о создании совместных предприятий будут приниматься исходя из экономической целесообразности таких партнерств как для КАМАЗа, так и для российской экономики в целом. Планируется также увеличивать экспортные поставки и создавать сборочные производства за рубежом. К 2020 году объем продаж техники должен составить не менее 100 тыс. единиц, 30\% из них — это доля экспорта. Выручка планируется на уровне не менее 350 млрд. рублей, операционная прибыль до выплаты процентов и налогов (EBIT) — не менее 31,4 млрд. рублей, рентабельность операционной прибыли — не менее 9\% от выручки, инвестиции — около 4\% от выручки (12,6 млрд. рублей).
— Как в целом видите ситуацию в мировой экономике в ближайшей перспективе? Будет ли вторая волна кризиса?
— По всей видимости, наверное, будет. Ситуация в Европе очень непростая. Греция, Испания, Италия. Везде экономику трясет. Я не исключаю, что Евросоюз может развалиться. Если развалится, то, конечно, евро рухнет. Для России это весьма болезненно, потому что у нас значительная доля валютного запаса находится в евро. Но и для корпорации тоже, потому что мы очень многие расчеты ведем также в евро. Поэтому проблем может возникнуть много.
Газета «КоммерсантЪ»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: