Новости
21 Июня 2011, 06:51

Семь шагов к инвестиционной привлекательности районов Татарстана

«Инвестиционный климат», «благоприятные» и «комфортные условия для бизнеса» — эти выражения начинают затираться от чрезмерно частого употребления, что само по себе очень мало влияет на явления, которые за ними скрыты.

инвестиции От 3.5 тыс. до 267 тыс. рублей инвестиций в основной капитал на душу населения в год — таков разброс инвестиционной активности по районам Республики (по данным Минэкономики РТ за 2010 год). Инвестиционный климат в муниципальных районах РТ до сих пор оставался за пределами исследовательского внимания, как следствие — отсутствует целостная картина по республике, что не позволяет объяснить наблюдаемые явления и ограничивает возможности стратегического планирования. Между тем в соответствии с «Программой социально-экономического развития РТ на 2011−2015 годы» к 2015 году объем прямых иностранных инвестиций на душу населения должен составить свыше 1500 долларов. Готовы ли муниципальные районы к инвестиционному рывку? Осмелюсь утверждать: далеко не все и не в равной степени.

Климат не тот

Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана считает стратегически важным направлением своего развития активизацию бизнеса в муниципальных районах, пробуждения его к новым интересным направлениям инвестирования. Однако, условия в них не везде благоприятны для своих предпринимателей, не говоря о привлечении внешних. Климат не тот. Мешают несколько проблем, которые вполне можно отнести к внутренним резервам инвестиционного развития, считает Рафик Шайхудинов, директор консалтинговой компании «Маркетинг-сервис Бюро», член совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.

1. Не ждать, а создавать условия для внутренних и внешних инвесторов. Значительная часть руководителей районов продолжают жить в режиме ожидания инвесторов «сверху» не используя свои конституционные права на самостоятельность принятия решений по развитию МР. Есть районы, остановившиеся в развитии, находящиеся в поиске новых направлений, есть «депрессивные», «низкорейтинговые», «дотационные» — от таких обозначений очень легко приобрести комплекс неполноценности, а это первый враг любого развития. Нам часто недостает понимания того, что современный бизнес не спешит в районы, где нет прорывных целей и амбициозных планов, где «все тихо и ровно».
Нельзя не отметить и пассивность самого бизнеса, не секрет, что в ряде районов приходится «преодолевать сопротивление» для включения начинающего предпринимателя в ту или иную программу поддержки.

2. Отношение к территориальному планированию. Оно пока не всегда рассматривается как инструмент маркетинга территории, привлечения инвестиций и развития. Чаще всего важно соответствие Программы или Плана требованиям вышестоящего министерства, но не всегда требованиям развития. В условиях растущей конкуренции территорий за инвестиции, любые Программные документы приобретают особую ценность, более того Программа СЭР муниципального района выполняет функцию ключевого документа инвестиционного развития.

3. Участие бизнеса, общественных организаций в процессах территориального планирования не отработано. Нужно отметить, что сегодня процесс территориального планирования носит перманентный характер. Кроме Программ социально-экономического развития районов, разрабатываются десятки целевых программ (муниципальных, республиканских, федеральных), а сам процесс практически не прекращается. В каждой из таких программ, включая и социальные, важно прописывать задачи и действия, в которых бизнес видел бы свое участие, свою роль. Такой подход создает основу для перспективного бизнес-планирования, а главное, для совмещения интересов бизнеса и власти.

4. Модель взаимодействия власти и бизнеса устарела. Идеальный вариант: местная власть становится лучшим партнером для бизнеса. Без этого условия мировые лидеры по темпам развития таковыми бы не стали. Нам же, для начала нужно изжить окрики, скрытое давление и корыстное «сотрудничество», разумеется, там, где это имеет место. Красноречивым показателем инвестиционного климата для входящего инвестора являются отношение администрации к бизнесу, который уже работает в районе, с объединением предпринимателей, с муниципальным заказом. Сложившаяся в части районов модель взаимодействия, иногда переходящего в противостояние, становится не приемлемой для инвестиционного развития. Однако, не стоит забывать, что и бизнес способен на деструктивные действия, нарушения закона, что также негативно сказывается на о тношении к нему власти и инвестиционном климате района. В Республике, есть районы, где диалог власти и бизнеса ведется на равных, открыто, на условиях равноудаленности и объективности, а директора представительств Ассоциации участвуют в принятии многих решений.

5. Транспарентность. Пока в полной мере не заработает этот фундаментальный принцип современного инвестиционного развития, любые ожидания инвестиционной активности в районах безосновательны. Нужно исходить из того, что бизнес крайне заинтересован в прозрачности экономических решений, документов, действий районной администрации, которые прямо или косвенно затрагивают его поле деятельности. Все Программные документы района, а их несколько десятков, Отчеты (промежуточные и итоговые), включая фамилии и контакты их авторов, решения исполкомов должны быть доступны для бизнеса, находящегося в любой точке мира. Все они вместе взятые являются инструментами инвестиционного развития.

6. Во многих районах некому работать с инвесторами. Специалисты экономических, сельскохозяйственных подразделений работают в режиме хронической перегрузки: не менее 80% времени уходит на отчеты, справки, сведения, муниципальный заказ, заседания и прочее. Все это, наверное, нужно, однако появись инвестор, исполком не всегда готов уделить ему внимание и удовлетворить его информационные потребности. Выставленные на официальных сайтах районов «Инвестиционные площадки» чаще всего не содержат нужный объем информации для инвестора. Сложившаяся система управления не заточена на работу с инвестором: Положения, регулирующие работу экономических отделов, приняты еще в 80−90 годы; принципы поиска и взаимодействия с инвесторами не прописаны; специалисты не обучены — они не владеют навыками делового общения; новые стандарты муниципальных услуг еще не внедрены. Утопая в информации, руководство и специалисты экономических отделов не всегда могут представить объективную информацию о состоянии рынков, конкуренции, перспективах той или иной сферы развития бизнеса в районе.

7. Финансирование. Пусть специалисты подтвердят или опровергнут: в большинстве Бюджетов МР не предусмотрено статьи расходов на развитие малого бизнеса. Администрация не может себе позволить пригласить специалиста и провести семинар для предпринимателей, заказать исследование или разработку Программы развития, издать информационные буклеты и т. п., не говоря об инвестировании в те же инвестиционные площадки. Если деньги на это будут выделены, то руководство района ставит себя под неизбежный удар перед первым же проверяющим из Минфина. Не положено.

Преодолимы ли эти барьеры? Вполне. Требуется большое желание руководителей районов управлять, используя современные подходы, преодоление замкнутости экономического мышления и стремление действительно изменить вектор развития. Вполне очевидно, что в одиночку им самим не справится.

Как никогда требуются консолидированные усилия всех институтов развития, включая независимые и негосударственные, которые способны кардинально изменить ситуацию. Бизнес-ассоциациям, консалтинговому сообществу, банкам, лизинговым компаниям и др. предстоит переосмыслить свою деятельность, чтобы стать реальными, нацеленными на результаты, институтами развития. Выбранная позиция Агентства по инвестиционному развитию РТ в системе органов государственного управления, его устремленность к новациям позволяют рассчитывать на успех.

Новости
13 Декабря 2024, 19:43

Руководителя компании РТ подозревают в неуплате налогов на ₽23 млн

Он указывал в налоговых документах фиктивные сделки с 40 контрагентами.

Сотрудники полиции Татарстана обнаружили факт уклонения от уплаты налогов руководителем компании «Нур Строй». Согласно заявлению пресс-службы ведомства, с 2020 по 2022 год бизнесмен указывал в налоговых документах фиктивные сделки с 40 контрагентами. Это позволило ему избежать уплаты НДС и налога на прибыль организаций на сумму свыше 23 млн рублей.

Незаконная деятельность была обнаружена в результате тщательно спланированных следственных действий, оперативно-розыскных и других мероприятий, проведенных совместно с сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. В настоящее время проводятся следственные мероприятия.

Напомним, в РТ предложили увеличить ставку налога на прибыль для участников инвестпроектов с 20 до 25%.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: