19 августа 1991 года в шесть часов утра было объявлено о том, что всю власть в стране берет самопровозглашенный Госкомитет по чрезвычайному положению. Его возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев. В состав ГКЧП вошли восемь человек, включая членов союзного правительства, руководителей армии и КГБ.
Президента СССР Михаила Горбачева блокировали в резиденции в Крыму. В ряде районов страны было введено чрезвычайное положение. В Москву вошли войска. В то же день к гражданам страны обратился президент РСФСР Борис Ельцин. Он назвал действия ГКЧП государственным переворотом.
Тысячи человек собрались возле Белого дома, который стал центром сопротивления. В ночь на 21 августа в тоннеле на Садовом кольце произошло столкновение сторонников правительства РСФСР с военными на бронетехнике. Погибли три человека.
22 августа члены ГКЧП были арестованы. В последующие несколько месяцев большинство советских республик объявили о провозглашении независимости, а 26 декабря окончательно прекратил существование СССР. Это произошло после того, как главы России, Украины и Белоруссии подписали договор о создании Содружества Независимых Государств.
События, происходившие 20 лет назад в СССР, стали переломными для страны. Тогда Россия сменила не только главу государства, но и политический курс. Правда, сейчас большинство россиян уже не помнят имен людей, вершивших судьбы в начале 90-х. По данным ВЦИОМ, таких 68—72\%. Преобладающая часть опрошенных, 41\%, считают, что это был просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны. Тем временем политики продолжают спорить о том, какой урок извлекла Россия из попытки августовского переворота.
Геннадий Бурбулис, глава политологического и гуманитарного центра «Стратегия»:
— КПСС к тому времени превратилась в большую тоталитарную секту, прожирающую национальные богатства и утратившую способность адекватно оценивать свое положение в мире. Теперь по такой же дорожке пошла и партия «Единая Россия». Это пренебрежение к тому, чтобы вести диалог. И это один из опаснейших исторических аналогов, угрожающих сегодня России.
Михаил Горбачев, первый и последний президент СССР:
— Сегодня «Единая Россия» во главе с Путиным сильно напоминает КПСС. Если режим действует так, чтобы укрепить свою власть, и все этому подчинено — это уже есть проблески авторитаризма. Это, на мой взгляд, мешает стране решить давно существующие проблемы — например, доступного качественного образования и медицинского обеспечения. Я настороженно отношусь к политической монополии. Не нужно повторять худший вариант КПСС.
Михаил Прохоров, лидер «Правого дела»:
— События 1991 года можно рассматривать как буржуазно-демократическую революцию… Но стала ли буржуазия, «новые русские» новым правящим классом? Нет. Ни в России, ни в бывших республиках Союза до сих пор так и не появился новый правящий класс. Мы все по-прежнему уповаем на сильного президента. В нашем сознании или в коллективном бессознательном превалирует идея монархии. Но страна — слишком сложная система, чтобы ей мог править один человек".
Сергей Миронов, лидер «Справедливой России»:
— Не могу согласиться с теми, кто считает путч ГКЧП политическим фарсом, эпизодом, связанным с верхушечной борьбой за власть. Все-таки это была настоящая демократическая революция. Убежден: настает пора критического переосмысления того, на чем зиждется нынешняя российская власть. Возврата к прошлому, конечно, быть не может.
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
— Если бы я тогда оказался в составе ГКЧП, многое могло повернуться иначе. И Горбачева можно было «вылечить» и вернуть, в поддержку комитета, и Съезд народных депутатов собрать для утверждения программы ГКЧП, и национал-сепаратистов разогнать. Ничего этого не было сделано, ситуацию пустили на самотек, спектакль состоялся, и государство через несколько месяцев развалилось окончательно. Имея колоссальные властные и силовые ресурсы и официальный статус, ГКЧП, к сожалению, в самый ответственный момент проявил слабость и, по сути, закопал не только себя, но и страну.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:
-19 августа 20 лет назад состоялась крупнейшая государственная, политическая провокация. Несколько мужественных людей попытались предотвратить развал СССР. Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе — это невиданные предатели и провокаторы. Горбачев предал тогда страну, друзей, партию. Он даже свой юбилей в России не может отметить, в Лондоне сидит. Прошедшие 20 лет показали, что этот переворот привел к невиданным потерям. Страну вернули на 200 лет назад. Сейчас в стране царит капитализм XVIII, середины XIX века, со всеми пороками, проказами, с дикой коррупцией. Советский союз входил в двойку сверхдержав, сегодня Россия влачит жалкое существование на задворках цивилизации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: