Напомним, основа партнерства — инвестиции ConocoPhilips на сумму $ 2,6 млрд. в покупку 10% акций ЛУКОЙЛа. Это 7,6% акций, приобретенных на приватизационном аукционе 29 сентября, и 2,4% акций, которые будут куплены на тендере по $ 30,76 за штуку.
Кроме того, компании договорились создать на Северных территориях Северное Партнерство (СП) оценочной стоимостью $ 1,5 млрд., в котором доля ConocoPhilips составит 30%, и будут совместно добиваться права на разработку иракского месторождения Западная Курна.
Такое положение дел, несомненно, хорошо и для самого ЛУКойла: сотрудничество с ConocoPhilips позволит ему перенять международные опыт и технологии, ускорить освоение Тимано-Печорской провинции и увереннее отстаивать свое право на разработку Западной Курны.
Как и ожидалось, ConocoPhilips победила на аукционе по продаже государственного пакета акций ЛУКОЙЛа, подав заявку в размере $ 1 988 млн., или $ 30,76 за акцию. Правда, считается, что участников рынка эта цена разочаровала, потому что была только на 3% выше стартовой и на 2% ниже цены закрытия 28 сентября. После чего заявила, заручившись поддержкой российских властей, что до конца года доведет свою долю в капитале ЛУКойла до 10% — и объявила тендер на выкуп 2,4% акций ЛУКойла у инвесторов, не являющихся резидентами США, по цене 30,76 долларов за штуку. Хотя акции российской компании сейчас стоят дороже, ConocoPhilips едва ли повысит цену, хотя бы только потому, чтобы не «расстраивать» российское правительство, только что продавшее госпакет как раз по $ 30,76 за акцию.
Однако это еще далеко не предел. Американская компания заявила о намерении увеличить в течение двух-трех лет свою долю в капитале ЛУКОЙЛа до 20%. Для этого компания планирует покупать акции на открытом рынке, или объявлять оферты на выкуп, или делать и то, и другое. Причем выбор метода будет зависеть от рыночной конъюктуры и наличия у компании иных инвестиционных возможностей. Впрочем, что интересно, формального обязательства увеличить свой пакет акций ЛУКОЙЛа до 20% у иностранной компании нет. В то же время, несмотря на то что официально интересы ConocoPhilips никак не закреплены, соглашением между компаниями установлен и поток инвестиций ConocoPhilips в акции ЛУКОЙЛа — это 20%. Есть вероятность, что на таком соотношении настояло российское правительство. Предусмотрено также, что американская компания не сможет продавать акции ЛУКОЙЛа в течение четырех лет после их покупки.
Соглашение между компаниями регулирует и участие ConocoPhilips в управлении ЛУКОЙЛом. Во-первых, американская компания получит одно из 11 мест в совете директоров российской компании. Во-вторых, в устав ЛУКОЙЛа будут внесены поправки, согласно которым для принятия некоторых ключевых решений будет требоваться их единодушное одобрение советом директоров, что позволит ConocoPhilips при необходимости заблокировать такие меры. В-третьих, с первых месяцев 2005 года компании начнут широкий обмен менеджерами высшего звена на основе долгосрочного взаимного командирования.
Такие положения с учетом намерения ConocoPhilips со временем увеличить свою долю в капитале ЛУКОЙЛа до 20%, на взгляд специалистов «Тройки диалог», дают американской компании все основания утверждать, что она способна оказывать существенное влияние на политику ЛУКОЙЛа в хозяйственных и финансовых вопросах. Впрочем, это является необходимым условием того, чтобы ConocoPhilips получила возможность учитывать инвестиции в капитал ЛУКОЙЛа по методу долевого участия. Ведь обыкновенно доказательством «существенного влияния» служит обладание 20−50% акций. Интересно, но вопросы бухучета определенно играли в подготовке сделки важную роль: условия участия ConocoPhilips были оговорены в соглашении нарочно для того, чтобы американская компания смогла показывать в своей отчетности причитающуюся ей долю прибылей, запасов и добычи российской компании.
Важно и то, что приобретение ConocoPhilips 10% акций ЛУКОЙЛа должно иметь для американской компании следующие финансовые последствия: прибыль в расчете на акцию увеличится, прибыль на использованный капитал не изменится, а запасы и добыча повысятся приблизительно на 10%. Таким образом, получается, что американская компания потратила около 5% своей рыночной капитализации на то, чтобы увеличить запасы и добычу на 10%. Более того, специалисты «Тройки диалог» делают еще один любопытный вывод: поскольку приобретение 10% ЛУКОЙЛа повысит запас
ы ConocoPhilips на 10%, то можно заключить. Что американская компания оценивает запасы ЛУКОЙЛа по стандартам Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) в 8,1 млрд. бнэ. Это составляет лишь 40% от тех 20,02 млрд. бнэ, в которые оценивались запасы ЛУКОЙЛа на конец 2003 года по методике Общества инженеров-нефтяников (SPE).
Создание Северного партнерства в Тимано-Печорской провинции на базе 16 месторождений из группы «Северных территорий» — вторая важная составляющая сделки между ЛУКОЙЛом и ConocoPhilips. В результате этого ЛУКОЙЛ получит 70% Северного Партнерства, в уставной капитал которого внесет нефтедобывающие активы и транспортную инфраструктуру, в том числе терминал Варандей в Баренцевом море. ConocoPhilips за свою 30%-ю долю заплатит более $ 370 млн. наличными и возместит 30% инвестиций ЛУКОЙЛа в оборотный капитал и капитальные расходы, осуществленные с 1 января 2004 года в рамках освоения месторождений, передаваемых на баланс СП. Точная сумма, которую заплатит американская сторона, будет определена при закрытии сделки.
ЛУКОЙЛ оценивает затраты на разработку месторождений, передаваемых Северному Партнерству, в $ 3 млрд., что в пересчете на баррель нефтяного эквивалента составляет $ 3,14. Это лишь на 10% выше средних затрат компании на разведку и разработку за последние три года — $ 1,95 на баррель нефтяного эквивалента. Хотя такое сравнение не вполне точно, потому что для Северного Партнерства используется оценка не доказанных, а извлекаемых запасов, оно позволяет составить хорошее представление о капиталоемкости проекта. ConocoPhilips оплатит 30% расходов СП на разработку, или $ 900 млн. Таким образом, ее совокупные расходы, связанные с СП (приобретение плюс разработка), составят $ 3,20 на баррель нефтяного эквивалента. Это равно трем четвертям ее собственных удельных расходов на разведку и разработку, составляющих 4,30 долларов на баррель нефтяного эквивалента. Компании намерены осваивать тимано-печорские месторождения весьма деятельно. Ожидается, что СП приступит к промышленной добыче в 2007 году, а уже в 2008 году добыча составит 200 000 баррелей в сутки (10 млн. т в год). Добываемая нефть будет поступать по трубопроводу на терминал Варандей, откуда танкеры будут доставлять ее на рынки сбыта. Транспортная инфраструктура ЛУКОЙЛа станет частью СП, а ConocoPhilips примет участие в финансировании работ по увеличению суточной пропускной способности терминала с 30 000 до 240 000 баррелей. А поскольку общая стоимость работ по расширению терминала составит $ 300 млн., то на долю ConocoPhilips придется около $ 90 млн.
Таким образом, соглашение между ЛУКОЙЛом и американской компанией предусматривает совместное управление СП. Это найдет свое отражение в том, что если их доли в капитале будут распределяться в соотношении 70:30, то управлять и принимать решения они будут на паритетных началах. Совместная работа персонала и обмен опытом должны принести пользу, снизив риск невыполнения проекта.
Что же касается третьей составляющей сделки — сотрудничества в Ираке, то она предполагает переговоры с иракским правительством о подтверждении прав ЛУКОЙЛа на освоение месторождения Западная Курна-2 на условиях СРП. Если его права будут подтверждены и иракские власти разрешат приступить к работе, ЛУКОЙЛ передаст ConocoPhilips (пока нужно понимать, что безвозмездно) 17,5%-ю долю в проекте, вследствие чего доля самого ЛУКОЙЛа сократится до 51%.
По оценкам ЛУКОЙЛа, Западная Курна-2 содержит 7 млрд. баррелей нефти и может давать до 500 000 баррелей в сутки. Таким образом, 51% доля ЛУКОЙЛа в этом проекте может составить 16% всей его нефтедобычи.
Однако положение дел с правами компании на разработку Западной Курны, да еще в роли оператора проекта, остается очень непростым и неясным. Из-за огромных запасов и короткого времени, необходимого для ввода месторождения в эксплуатацию, Западная Курна-2 слишком важна для властей Ирака, чтобы вот так просто уступить её ЛУКОЙЛу. А если еще к этому прибавить политическую нестабильность в Ираке, становится ясно, что оценивать этот проект следует только как возможный. Косвенным подтверждением справедливости такого подхода может служить и готовность ЛУКОЙЛа без материального вознаграждений передать ConocoPhilips 17,5%-ю долю в проекте.
Впрочем, перспектива участия в проекте американской компании должна придать требованиям ЛУКОЙЛа политический вес и увеличить вероятность признания прав на эксплуатацию месторождения.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: