Вчера в Госдуме директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков встретился с топ-менеджерами операторов «большой тройки», рассказал председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. По его словам, операторы просили депутатов разъяснить правила игры после вступления в силу поправок, разрешающих приставам получать персональные данные абонентов.
Парфенчиков, сообщил, что списывание долгов со счетов абонентов не является политикой ФССП. Это делается изредка, в исключительных случаях. Парфенчиков дал понять, что это неэффективно, денег на счетах абонентов обычно немного и часто не хватает на оплату долгов.
Но у ФССП есть проблема с информацией о должниках. Чтобы получить их от операторов, нужны судебные решения, а ФССП хотела бы получать их быстрее, говорят участники встречи. По словам Плигина, стороны договорились о возможном обмене данными между ФССП и операторами, для этого создана специальная рабочая группа. Речь идет лишь о передаче данных о наличии у должника телефона и месте его регистрации, но не о его разговорах, объясняет он: «Ситуация со списыванием долгов со счетов и обмен данными между собой не связаны, нельзя считать это „договоренностью“ между ФССП и операторами».
Представители всех трех операторов «большой тройки» довольны итогами встречи. Ирина Осадчая из МТС добавляет, что оперативное информирование о задолженности отвечает интересам абонентов. Анна Айбашева из «Вымпелкома» отмечает принципиальность позиции ФССП — «об отсутствии интереса к принудительному списанию задолженностей с мобильных счетов абонентов».
Теперь эстафета противостояния с приставами переходит к страховщикам. Арестовывать средства должников, уплаченные за полисы ОСАГО и каско, придумали подмосковные приставы. «На сумму страховки накладывается взыскание, в страховую компанию отправляется исполнительный лист, и полис прекращает свое действие», — рассказал об идее в конце июля главный судебный пристав Московской области Владимир Щепотин. «Ведомости» ознакомились с юридическим обоснованием идеи, подготовленным ФССП.
Правила ОСАГО, утвержденные правительством в 2003 году, позволяют прекращать действие полиса по постановлению судебного пристава, пишет и. о. начальника управления организации исполнительного производства ФССП Евгений Першин.
Правила (п. 33) не содержат исчерпывающего перечня случаев досрочного прекращения действия договора, отмечает чиновник, а Гражданский кодекс (ст. 417) позволяет «прекращать обязательства на основании постановления судебного пристава-исполнителя как акта государственного органа». После этого страховщик обязан вернуть часть страховой премии страхователю. Но если договор прекращен по решению пристава, деньги следует перечислить ему, а не страхователю, считает Першин. Он отмечает, что механизм может применяться не только после реализации приставами застрахованного автомобиля, но и до этого. По данным Першина на конец августа, пока приставы не взыскивали средства по полисам, но «этот вопрос находится в стадии разработки». Порядок обращения взыскания на страховые премии не может быть разрешен путем рекомендаций, писем или других ненормативных актов, считает партнер юркомпании «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев.
«Взыскивать деньги со страховых компаний — все равно что пойти в супермаркет и потребовать отдать деньги за купленную должником колбасу, вернув ее часть», — возмущен заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Такая идея еще и безнравственна, считает он: должники и жертвы ДТП будут лишены страховой защиты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: